Москва, Коломенская, 13

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ЛАБИРИНТ – 1) участок парка, сада со специально запутанными проходами. Появился в садах эпохи Возрождения и Барокко, широкое распространение получил в русских парках XVIII-XIX вв. Устраивается из высоких стриженных живых изгородей (с использованием граба, липы лавра). Ранее имел символический религиозный смысл (затруднения на пути паломника), позже приобрёл просветительское или развлекательное значение (напр., Л. Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа, устроенные при Петре I); 2) сложные нагромождения чего-либо, напр., улиц, мыслей.
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК – символ триумфа и славы победителя. В Древней Греции «Лауреат», победивший в каком-либо состязании, увенчивался Л.в. Форма венка или венца используется в архитектурном декоре.
ЛАВЫ (устар.) – небольшие пешеходные мостки на кольях или столбах, устраиваемые при пересечении дорогой ручья, речки.
ЛАЗАЮЩИЕ РАСТЕНИЯ – лианы, поднимающиеся на опоры с помощью усиков и колючек. Используются при устройстве арок и беседок, озеленении стен зданий, балконов (ломонос, розы, виноград, нуэрария и др.).
ЛАМБРЕКЕН – занавес из тяжёлой декоративной ткани на окне, дверях, театральном портале, который занимает только верхнюю часть проёма. Украшается складками, воланами, кистями и пр.
ЛАМПИОНЫ – разноцветные стеклянные или бумажные фонари, используемые в иллюминациях, для праздничного освещения веранды, парка.
ЛАНДШАФТ – 1) природный территориальный комплекс, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, в пределах которого природные компоненты (рельеф, почва, растительность, водоём, климат, животный мир), а также искусственные антропогенные компоненты (застройка, дороги, сельскохозяйственные угодья и др.) находятся во взаимодействии и приспособлены друг к другу; 2) общий вид местности, пейзаж (см.).
ЛАНДШАФТ ГОРОДСКОЙ – Л., сочетающий природные факторы: формы рельефа, водоёмы, растительность с городской застройкой – зданиями, дорогами, магистралями, инженерными сооружениями.
ЛАНДШАФТ ДЕГРАДИРОВАННЫЙ – т.е., испорченный нерациональной хозяйственной деятельностью человека: вырубкой лесов, разработкой полезных ископаемых и отвалами отходов производства, а также вследствие естественного оврагообразования, карстовых провалов и т.п. Требует рекультивации (см.).
ЛАНДШАФТ КУЛЬТУРНЫЙ – Л., преобразованный в результате плановой, рациональной деятельности человека. Напр., степная местность, преобразованная лесокультурными работами, лесополосами; рекультивированные земли различных разработок, насыпные горки, открытые пруды.
ЛАНДШАФТ ПРИРОДНЫЙ – 1) Л., не преобразованный человеческой деятельностью, а потому обладающий естественным развитием; 2) относительно мало преобразованный человеческой деятельностью Л. Второе значение употребляется преимущественно в отношении пригородных и других освоенных территорий, где природных ландшафтов в полном смысле этого слова не сохранилось (напр., пригородные леса, луга).
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – архитектура открытых пространств, отрасль градостроительства, цель которой – формирование благоприятной внешней среды для жизнедеятельности и отдыха населения в городах, пригородных и курортных зонах, сельской местности с учётом функциональных, эстетических, технико-экономических требований. Специфика отрасли в том, что она имеет дело в основном с природными материалами и объектами – рельефом земной поверхности, растительным покровом, водоёмами при проектировании парков, садов, скверов, лесопарков, загородных зон массового отдыха. В задачи Л.а. входит также озеленение и внешнее благоустройство жилых дворов, промышленных предприятий, транспортных и сельскохозяйственных объектов. Исторически возникла на стыке садово-паркового искусства и современного градостроительства.
ЛАНДШАФТНАЯ ТАКСАЦИЯ – предпроектный этап создания нового или восстановления старого садово-паркового объекта, заключается в оценке уровня художественных качеств ландшафта (например., участков леса в целях реконструкции их в лесопарках). Основная задача Л.т. состоит в выявлении в натуре и нанесении на план специальных ландшафтных выделов с однородной архитектурно-художественной и биологической характеристикой. Единицей учёта может быть любой участок насаждений, представляющий определённую ценность и потенциальные возможности для использования в целях отдыха.
ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО – проектирование и разработка мероприятий по преобразованию, художественному улучшению и оформлению ландшафта, особенно нарушенному в результате хозяйственной деятельности человека, а также в результате оползней, оврагообразования и т.п., в целях создания благоприятной для человека окружающей среды. В более широком смысле – ландшафтная архитектура (см.).
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ – совокупность методов ландшафтной архитектуры (см.), заключающихся в разработке приёмов по преобразованию, художественному оформлению, формированию открытого пространства городской среды, пригородной зоны и т.п.
ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИЙ – изучение территории для целей проектирования. Включает оценку насаждений, рельефа местности, экспозиции склонов, наличия видовых точек, выявления потенциальных возможностей по обогащению пейзажа и т.п.
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН – проектирование и создание полноценной предметной среды, непосредственно окружающей человека в сфере быта, труда и отдыха средствами ландшафтной архитектуры исходя из комплекса эстетических, функциональных, экологических требований. Среди наиболее специфических объектов Л.д. – планировка, озеленение и благоустройство участков вокруг коттеджей и дач, игровые и детские площадки, городские скверы и жилые дворы, декоративное оформление входов в деловые здания, сады на крышах, фонтаны и бассейны, озеленение интерьеров и витрин, все виды фитодизайна, включая икэбану и т.п.
ЛЕЙТМОТИВ – основная мысль (признак, приём, особенность), неоднократно повторяемая и подчёркиваемая в произведении (напр., в искусстве садов – характерная черта в пейзажном облике, такая, как определённое сочетание деревьев и кустарников на возвышенных точках рельефа).
ЛЕС – природный комплекс, состоящий из древесных растений, образующих более или менее сомкнутый древостой, а также множество других организмов вместе с почвами, подпочвами, поверхностными водами и приземным слоем воздуха. Л. паркового типа – Л. разреженный, в котором деревья растут на значительном расстоянии друг от друга.
ЛЕСНОЙ МАССИВ – значительный по площади и компактный участок, занятый насаждениями из деревьев и кустарников.
ЛЕСНОЙ ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – деревья и кустарники из леса, используемые в целях озеленения территории населённых пунктов.
ЛЕСОПАРК – благоустроенный лесной массив, организованный в определённую ландшафтно-планировочную систему постепенной реконструкцией посадок, организацией проезжих дорого, прогулочных аллей, пешеходных тропинок, лужаек, водоёмов и т.п. Предназначается для свободного кратковременного отдыха населения в обстановке, приближённой к природной.
ЛИАНЫ – вьющиеся и лазающие растения. Используются при вертикальном озеленении зданий, для декорирования подпорных стенок, трельяжей, пергол (напр.: жимолость-каприфоль, плющ обыкновенный, актинидия острая, винограды – японский, девичий и др.).
ЛИГАТУРА – проволока, с помощью которой придают правильное направление побегам.
ЛИНИЯ – одно из основных изобразительных средств в ландшафтном дизайне. Определяет характер планировки объекта, объёмные контуры, силуэт, главные и второстепенные детали, общую композиционную направленность и т.д. Преобладание прямых Л. предполагает регулярный принцип построения объекта, кривые (волнистые, плавноизогнутые, зигзагообразные и др.) Л. – придают ему свободный, пейзажный характер. Наличие в ансамбле прямой центральной линии обеспечивает его осевое построение (напр., в дворцово-парковом комплексе). Особую парадность придаёт ансамблю соединение трёх прямых Л. в одной точке – центре (т.н. «трёхлучие»).
ЛИНИЯ ХОГАРДА – Уильям Хогард (1697-1764 гг.) – английский художник. Разработанная им «линия красоты» в искусстве цветов, получила широкое применение. Она имеет форму вытянутой латинской буквы S.
ЛОДЖИЯ – помещение, открытое с одной или нескольких сторон, обычно в виде большого крытого балкона, оформленного арками, колоннами, балюстрадами или парапетом. Связывают интерьеры здания с прилегающим садом, парком или другим открытым пространством, часто используется для размещения скульптуры, передвижных цветочных композиций и т.п. (напр., в парках Павловска, Алупки).
ЛУКОВИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ – Р. Семейства лилейных и амарилиновых, имеющих подземную почку (в виде луковицы), состоящую из толстых сочных чешуек.
ЛЮСТГАУЗ – садовый павильон типа большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой (напр., в Петербургском Летнем саду). Термин используется в отношении исторических объектов.

© 2007-2024. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада