Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ЭДЕМ – земной рай, местопребывание человека до грехопадения, благодатный уголок земли, свободный (согласно Ветхому завету) от зла и порока. Описания Э. послужили в XVIII в. образцом для создания первых пейзажных парков, близких природным ландшафтам.
ЭКЗАЛЬТИРОВАННОЕ ВОСПРИЯТИЕ (лат. exaltatio) – склонность к восторженности, оживлённости, особой чувствительности, преувеличенной впечатляемости при созерцании (напр., выставки, пейзажа и т.д.).
ЭКЗОТ – растение, выращиваемое в местности, где в естественных условиях оно не произрастает. Э. выступает в качестве дополнения, обогащающего парковую флору, но редко становится её основой.
ЭКЗОТИКА (гр. exotikos – чуждый, иноземный) – совокупность характерных черт, свойственных отдалённым, «заморским» ландшафтам, нечто диковинное, далёкое, причудливое.
ЭКЗОТИЧНОСТЬ – причудливость, необычность. Это качество было особенно характерно для некоторых романтических парков в XVIII-XIX вв., когда в них имитировались пейзажи далёких южных, восточных стран: водопады, нагромождения скал, руины, экзотические растения (см.).
ЭКЛЕКТИКА (гр. eklego – выбираю) – смешение разных художественных стилей, композиционных приёмов и форм без учёта характера местного ландшафта, внутренней логики построения ансамбля. Необходимо отличать Э. от эклектизма второй половины XIX в., как осознанной попытки освободиться от стилевых догм классицизма и свободного обращения к другим периодам исторического наследия.
ЭКОЛОГИЯ (гр. oikos – дом, родина) – группа биологических и социальных наук, изучающих взаимоотношения некоего «обитателя» со средой его существования и развития, с окружающей, в т.ч. природной или урбанизированной средой. Различают Э. растений, животных, человека, урбоэкологию и т.д.
ЭКРАНИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЕ – сооружение препятствий (в виде полос насаждений, стенок и т.п.) для исключения отрицательного воздействия посторонних технических и др. объектов (напр., в тех частях парка, сада, которые примыкают к автодорогам).
ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. expositio – изложение, объяснение) – показ художественных произведений, музейных материалов, выставленных по определённой системе.
ЭКСПОНАТ – предмет, выставленный для обозрения. Экспонент – лицо, организация, выставляющее этот предмет. Экспонировать – показывать экспонаты (напр., букеты на выставке икэбаны).
ЭКСПОНЕНТ (лат. exponens – выставляющий) – участник художественной выставки, автор или владелец экспоната.
ЭКСПРЕССИЯ (лат. expression – выражение) – сила проявления чувств, переживаний; выразительность, броскость, нервная острота художественного образа.
ЭКСПРОМТ (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение искусства, научное открытие, созданное как бы без предварительной подготовки, в результате импровизации, озарения, вдруг, внезапно.
ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ (лат. extensivus – расширяющий) – в противоположность интенсивному Р. означает простое количественное наращивание какого-л. признака (напр., территориальное расширение города по периферии, удаляющее его центральные районы от природного окружения).
ЭЛЕГИЯ (лат. elegia – жалобный напев флейты) – жанр медитативной лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения; «кладбищенская» лирика. Пейзажные элегии характерны для «меланхолического» парка начала XIX в. В нём создавали тенистые «пустыни», тёмные аллеи, уединённые долины с памятниками умершим близким. Элегические настроения дают себя знать и в увлечении строительством фамильных мавзолеев (Мавзолей «Супругу-Благодетелю» в Павловске).
ЭЛИТА (фр. elite – лучшее) – 1) отборные семена растения, получаемые в результате селекции; 2) всё самое лучшее, специально выделенное из общей массы.
ЭЛЬФЫ – духи природы в древнегерманской мифологии; лёгкие воздушные существа в человеческом облике, собирающиеся при лунном свете для плясок и хороводов. В европейских парках времён романтизма Э. «населяли» тёмные аллеи, отражались в зеркальной глади прудов и т.п.
ЭМБЛЕМА (лат. emblema – вставка, выпуклое украшение) – условное изображение некоторой идеи, события, понятия с помощью знака. Близкий по значению термин «символ» предполагает большую образность передачи.
ЭМПИРЕЙ (гр. empyros – объятый пламенем) – 1) по космогоническим представлениям древних греков – наиболее высокая часть неба, наполненная огнём и светом; 2) высь, высота; витать в эмпиреях – предаваться мечтам, далёким от жизни; жить в отрыве от действительности; 3) декоративное парковое сооружение, подобно Парнасу символизирующее обитель богов и муз.
ЭНДЕМИКА (гр. endemos – местный) – растения (или животные), распространённые только в определённом географическом районе. Использование, прежде всего, местной флоры – один из общепринятых принципов современной ландшафтной архитектуры.
ЭНДОФИТ – растения, живущие внутри чего-л.: каменной породы, другого растения.
ЭНКАУСТИК – живопись восковыми красками (по мрамору, песчаникам, туфу, известковым и цементным штукатуркам, дереву), разновидность монументально-декоративной отделки стенной поверхности. Технология Э. известна с 3-го тысячелетия до н.э. (Древний Египет).
ЭПАТАЖ В ИСКУССТВЕ (фр. epater) – действия художника, автора произведения, имеющего целью намеренно поразить публику, привлечь её внимание своим необычным (иногда скандальным) поведением.
ЭПИГОН (гр. epigonos – рождённый после) – запоздалый последователь какого-л. художественного течения, школы или её лидер, сторонник уже отжившей идеи, человек, использующий (но не развивающий) методы своих предшественников.
ЭПИФИТНОЕ ДЕРЕВО – приём вертикального озеленения (главным образом в интерьерах), когда специально подобранное по декоративным качествам сухое дерево с несколькими крупными ветвями используется для подвески кашпо с ампельными или эпифитными растениями. Подножие Э.д. декорируется камнями, декоративными газонами из тропических почвопокровных растений.
ЭПИФИТЫ (гр. epi – сверх, после, над; phyton – растение) – растения, поселяющиеся на других растениях (главным образом деревьях), но не являющиеся паразитами.
ЭРКЕР – выступающий из фасадной плоскости призматический или цилиндрический вертикальный объём с окнами. Улучшает освещённость помещений за Э. и их зрительную связь с внешним пространством, особенно вдоль фасада зданий. Часто используется для размещения комнатных растений.
ЭРМИТАЖ – постройка, расположенная в глубине парка, вдали от дворца или главного дома усадьбы и предназначенная для уединённого отдыха, размышления. Первоначальный смысл – место обитания отшельника. В XVIII в. Э. использовался для встреч, размещения коллекций и пр.
ЭРОЗИЯ (лат. erosio – разъедание) – разрушение горных пород и почв под влиянием ветра, воды, загрязнений, биологических агентов (вытаптывание) и др. причин. Почвенная Э. во многом зависит от агротехники обработки земли, ухода за зелёными насаждениями.
ЭСКИЗ – предварительный, первоначальный набросок художественного произведения. Э. объекта ландшафтного дизайна включает основные черты его внешнего окружения, пространственной ситуации.
ЭСПЛАНАДА – открытое пространство перед значительными общественными зданиями (в прошлом – перед крепостными стенами), где преобладают площади газона, а также фонтаны, цветники, аллеи и т.д.
ЭСТЕТИКА (гр. aesthesis) – учение о прекрасном, об искусстве и о художественном творчестве, взаимосвязях прекрасного в жизни и искусстве. Эстет – поклонник, ценитель изящного.
ЭТИОЛЯЦИЯ – усиленный рост растений или их органов  в длину в режиме непрерывной темноты.
ЭТНОБОТАНИКА (гр. ethnos – народ) – раздел ботаники, в котором собраны и систематизированы народные знания о растениях – цветах, деревьях и пр.
ЭТУАЛЬ – звёздообразное пересечение аллей.
ЭТЮД (фр. etude) – подготовительный набросок для будущего произведения ландшафтного дизайна, который выполняется обычно с натуры: зарисовки, акварели и т.п.
ЭФЕМЕРИДЫ (гр. ephemeros – однодневный, скоропреходящий) – временное лёгкое сооружение в парках XVIII в., рассчитанное на иллюзорный, мимолётный эффект (палатка, изображающая каменную постройку, мостик из живых деревьев и т.д.).
ЭФЕМЕРОИД – многолетнее растение с непродолжительным периодом цветения и вегетации. На аридных территориях – главным образом в весенний влажный период.
ЭФЕМЕРЫ – однолетние растения, очень быстро проходящие всё своё развитие от произрастания до плодоношения (в течение многих недель).
ЭФФЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (лат. effectus – действие) – сильное впечатление, производимое тем или иным произведением искусства. Зависит от выразительности и новизны использованного приёма, умелого учёта условий восприятия его зрителем.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада