Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ФАКТУРА – особенности поверхности любого объекта ландшафтного дизайна, определяется спецификой материала и способом его отделки (гладкая, шероховатая, рустовка и т.д.). Ф. растительная – структура строения поверхности древесной кроны, ствола, куста, газона и т.д. Зависит от величины листьев и их размещения. Напр., мелкой фактурой кроны характеризуется самшит, снежноягодник; крупной – катальпа, орех серый, сумах ароматный.
ФАСАД (фр. face – лицо) – наружная, лицевая сторона архитектурного сооружения и любой другой объёмной композиции. Помимо главного Ф. различают также боковые и задний. В ландшафтной архитектуре многие композиции, расположенные в саду, парке часто многофасадны, т.е. рассчитываются для зрительного восприятия с разных сторон. Конкретные формы пропорций, декор Ф. определяется назначением объекта, его стилистическими и конструктивными особенностями, его художественным стилем и т.д.
ФАЦИИ (лат. facies – наружность) – участки земной поверхности со сходными физико-географическими условиями (флорой и фауной, рельефом, почвами и т.д.), напр., озеро, возвышенность, болото.
ФЕНОЛОГИЯ – система знаний о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.
ФЕНШУЙ (кит. «ветер и вода») – возникшее в Древнем Китае около пяти тысяч лет тому назад искусство жить в гармонии с природой. Следование принципам Ф. в области ландшафтного дизайна, садоводства, обустройства дачного участка предполагает использование ряда приёмов – таких, как расположение дома на южных склонах возвышенности, ориентация фасада на водный поток, раскрытие видов из внутренних помещений на сад, выявление в нём особых символических зон (напр.,»Богатство», «Знания», «Семья» и т.д.). Главная идея Ф. исходит из того, что если жить в гармонии с землёй, то жизнь будет долгой и счастливой. Последователи искусства Ф. используют особые «корректирующие» средства в виде экранов, зеркал, специфических сочетаний цветов и пр. В последние десятилетия эти принципы, символы, методы стали распространяться и на западе.
ФИЗИОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (РАСТЕНИЙ) – совокупность характерных внешних особенностей (форма, текстура, цвета и пр.) растения, определяющих его внешний вид.
ФИЗИОНОМИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП КОМПОЗИЦИИ РАСТИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА – гармоническое сочетание внешнего облика, основных физиономических признаков (см.) растений, входящих в определённые композиции, вследствие чего они отличаются эстетическим единством. При подборе растений по физиономическому признаку принимается во внимание также их экологическая совместимость. При этом один из видов должен занимать доминирующее положение, а другие сопутствующее или подчинённое.
ФИКСАТИВ (фр. fixatif – твёрдый, крепкий) – закрепитель, служащий для покрытия рисунков, выполненных углём, карандашом, соусом и др. осыпающимися материалами с целью их сохранения.
ФИКСАЦИЯ – метод закрепления материала. Фиксатор – приспособление для установки декоративного материала в вазе.
ФИЛИГРАНЬ – вид ювелирной техники, художественные изделия из кручёной золотой, серебряной, медной проволоки, напоминающие плетёное кружево.
ФИЛОСОФСКИЙ САД – 1) платановые, тополиные, маслинные рощи в древних Афинах, на дорожках которых принято было вести беседы на абстрактные темы. Рассматриваются как одна из предтеч будущих пейзажных парков; 2) современный сад, предназначенный для созерцания, релаксации, медитации.
ФИТОБЕНТОС – совокупность растений (водорослей, грибов, лишайников и др.), произрастающих в водоёмах, водотоках, на пойменных, прибрежных участках.
ФИТОДИЗАЙН – жанр декоративно-прикладного искусства, поиск новых конструктивных и художественных решений на основе использования растительного материала.
ФИТОКЛИМАТ – влажность, температура воздуха, ветровой режим и др. факторы, характеризующие среду обитания растений (дифференцированно, напр., в кронах деревьев, травостое и т.п.).
ФИТОПАТОЛОГИЯ – наука о болезнях растений, вызванных грибками, бактериями и вирусами, и о мерах борьбы с ними.
ФИТОЦЕНОЗ – растительное сообщество, закономерное сочетание растений в однородных условиях, находящихся в тесном взаимодействии между собой и средой обитания. Искусственные насаждения образуют искусственный фитоценоз.
ФИТОЦЕНОЛОГИЯ (гр. phyton – растение, koinos – общий) – раздел ботаники, изучающий закономерности состава, развития и распределения фитоценозов, т.е. растительных сообществ, естественных группировок растений в природном ландшафте и их связей с условиями среды (напр., березняки, ельники и т.д.).
ФЛАНКИРОВАНИЕ – симметричное размещение каких-л. объектов по сторонам центральной композиционной оси (напр., садовых павильонов при главном доме усадьбы). Приём широко используется в регулярных парковых композициях.
ФЛЁР (нем. flor) – скрывающая пелена, которая мешает чётко разделять что-л., покров таинственности, окутывающий предмет. Иногда этот эффект достигается с помощью полупрозрачной кроны деревьев, кустарников, высоких трав.
ФЛЕРОН – стилизованное изображение изогнутой ветви в садовом партере.
ФЛОРА (лат. floris – цветок) – совокупность видов, растущих в какой-л. определённой области, зоне. Ф. подразделяется на дикорастущую, культурную, в том числе интродуцированную.
ФЛОРАРИУМ – остеклённая витрина с растениями, внутреннее пространство которой изолировано от внешней среды и имеет постоянный микроклимат. Роль Ф. может исполнять и большой аквариум с водными растениями. Часто применяются в общественных и торговых центрах, в помещениях с агрессивной средой при невозможности создать нормальные условия для развития растений, а также в детских учреждениях. Используются Ф. двусторонней ориентации (с расчётом на интерьер и внешнее пространство), которые имеют вид «зелёного окна».
ФЛОРИСТ – профессионал, работающий в направлении искусства аранжировки цветов.
ФЛОРИСТИКА – 1) отрасль ботаники, изучающая флору; 2) вид декоративно-прикладного искусства, основанного на использовании природного (как, правило, засушенного) материала. Флорист – профессионал, работающий в этом виде искусства.
ФОВИЗМ – одна из ранних разновидностей модернизма, проявивших себя главным образом в живописи начала XX в. Для Ф. характерны лаконичные и уплощённые формы, резкие противопоставления ярких, чистых тонов (художники А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк и др.). Принципы Ф. оказывают некоторое воздействие на современные архитектурно-ландшафтные композиции, аранжировку растений.
ФОЛЬВАРК (польск. folwark) – небольшая усадьба, хутор (включая жилые и хозяйственные постройки, сады, огороды и пр.).
ФОН – поверхность или пространство, на котором выделяются некие зрительно доминирующие объекты. В парке архитектура выделяется на Ф. деревьев, цветник – на Ф. газона и т.д. Существенную роль играет, с одной стороны, достаточная цветовая, фактурная контрастность Ф. по отношению к объекту, а с другой – относительная однородность этого объекта, позволяющая выявить его силуэт или внешний контур, выделить из окружающей среды.
ФОНАРЬ – повышенная часть кровли, включающая в себя застеклённые проёмы для прохода дневного света в помещение (в дополнение к окнам или при отсутствии их). Это значительно улучшает условия существования растений в интерьере, особенно вдоль полосы, находящейся под Ф. Иногда ампельные растения подвешиваются непосредственно в пространстве Ф.
ФОНТАН – водомёт, сооружение, состоящее из водосборника и одной или множества трубок, из которых под давлением выбрасывается вода; иногда украшается скульптурой, цветной иллюминацией. Один из основных элементов садово-паркового оформления (напр., в Петродворце). Светомузыкальные Ф. – водное сооружение, в котором подача воды сочетается со сменой подсветки водяных струй и музыкальным сопровождением.
ФОРМА – 1) наружный вид, внешние очертания, выражающие некое внутреннее содержание; 2) установленный образец чего-л., шаблон (в строительстве).
ФОРМОВКА – вид обрезки, стрижки с целью придания растению определённого габитуса, не присущего от природы растению (стрижка в форме шара, куба, одно-трёхрядной живой ступенчатой изгороди).
ФОТОМОНТАЖ – разновидность графической техники, состоящая в сочетании фотоснимков со средствами рисунка, живописи. Часто применяется в ходе проектного процесса с целью показа объекта ландшафтного дизайна в окружающей (особенно городской, уличной) среде.
ФОТОТРОПИЗМ – тенденция растений обращаться к свету.
ФОТОФИЛ – светолюбивый организм, который не может существовать без достаточного уровня освещённости.
ФОТОФОБ – тенелюбивый организм, не выносящий яркого освещения.
ФРАГМЕНТ – 1) часть, остаток какого-л. произведения искусства; 2) значительная деталь, существенная составная часть проекта (сооружения, парка и т.д.), разрабатываемая особо, обычно в более крупном масштабе и являющаяся дополнением основного проектного чертежа, где объект показан целиком. Может быть рисунок, фото, изображающее отдельный вид пейзажа, сооружения, отрезок аллеи и т.д.
ФРАНЦУЗСКИЙ САД – устаревшее название сада с регулярной планировкой.
ФРЕСКА – тематическая или орнаментально-декоративная роспись стен, потолков и других архитектурных элементов, выполняемая по свеженанесённой штукатурке водными красками, включающими как естественные, так и искусственные минеральные пигменты. На некоторых древних Ф. сохранились первые изображения садов, парков, отдельных растительных композиций, орнаментов.
ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – обращённость архитектурного сооружения, ландшафтного пространства «лицом» к зрителю, в фас, иногда при соблюдении принципа симметрии или равновесия в расположении частей ансамбля (в противовес ракурсной композиции). Придаёт ему ощущение значительности, парадности, спокойной уравновешенности.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ – архитектурное направление (с 1920-х годов), абсолютизирующее рациональную, функционально-конструктивную основу этого искусства.  Появление Ф. связано с Баухаузом – высшей школой строительства и художественного конструирования в Веймере (Германия), творчеством В.Гропиуса, Б.Таута, Л.Миса Ван дер Роэ. Французский архитектор Ле Корбюзье сформулировал основные принципы Ф. (дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяжные окна, свободная композиция фасада), которые предопределяли вид многих построек последующих десятилетий. В ландшафтной архитектуре и дизайне это течение проявляется главным образом в первичной роли рекреационной социальной функции, экологической основы, при этом художественный облик рассматривается как нечто существенное, но вторичное.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ – разделение парка, зоны отдыха на части, предназначенные для разных видов использования, выделение мест для занятий спортом, прогулок и тихого отдыха, детских площадок, мест массовых гуляний и т.п.; при этом учитываются функциональные связи всех частей объекта (см. Зонирование).
ФУРНИТУРА – в искусстве цветов – сопутствующие материалы, используемые для усиления художественно-декоративного воздействия.
ФУРЮ – «изящные досуги» в Японии (чайная церемония, мастерство икебаны, стихосложение, любование природой, «кидание вееров» и др.).

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада