Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

САБИ – одно из мерил прекрасного в Японии (буквально «ржавчина»). Означает прелесть старины, печать времени, «патина».
САД – участок с культивируемыми растениями. Помимо древесных и кустарниковых насаждений, цветников включает аллеи, площадки для отдыха, небольшие водоёмы, малые архитектурные формы типа беседок и пр. Под термином С. В отличие от парка (см.) подразумеваются довольно ограниченные размеры (редко превышают 5-10га). Ландшафт С. Обычно имеет явно рукотворный характер. Для исторически сложившихся С. Типично наличие аллей, партеров, террас, непосредственная связь с домом (дворцом, особняком).
САД ЗИМНИЙ – пространство в интерьере зданий (холл, пристройка, обогреваемые галереи), художественно оформленное различными, преимущественно тропическими растениями в кадках, контейнерах или высаженными в грунт, специальные поддоны; включает также декоративные элементы: керамику, камень, декоративные бассейны, скульптуру.
САД НЕПРЕРЫВНОГО ЦВЕТЕНИЯ – специально отведённый участок в парке или ботаническом саду, на котором высажены растения – травянистые многолетники, кустарники, деревья, подобранные по срокам цветения в продолжение года.
САД ПЕРИСТИЛЬ – плоский, регулярный сад, разделённый на прямоугольники, имеет чёткое осевое построение. Устраивается перед зданиями, с оформлением из газона, окаймлённого стриженым бордюром с цветами, скульптурой или фонтаном. Подчинён планировке и архитектуре здания.
САДОВО-ПАРКОВАЯ СИСТЕМА – территориально и композиционно взаимосвязанная группа парков, садов, лесопарков, водоёмов, набережных и других открытых пространств, образующих вместе с окружающей застройкой единый архитектурно-ландшафтный ансамбль (примеры: парк Останкино, Ботанический сад АН СССР, ВДНХ, комплекс телецентра и др. в Москве; Летний сад, Марсово поле, Михайловский сад и др. в Санкт-Петербурге).
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – И. проектирования и создания парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и других открытых пространств, основывается на умении пользоваться законами композиции, перспективы, теории света и цвета на основе знания природных (растение, почва, вода, камень) и других материалов; как область искусства выражает определённое идейное содержание в художественных образах. «Искусство садовое пленяет наше внимание множеством приятных предметов, расположенных по очертанию, соединённому с красотой: аллеи, порталы, истуканы, ваятельные статуи, беседки, гроты и прочие украшения производят на нас такие действия, что сад покажется простирающимся далее действительных пределов… Искусный садовник при расположении растений, подражая природе, производит распоряжением своим красоту, которая нас пленяя, в восторг приводит» (Лем, 1818.4.Ш.с.1.). «Искусство украшать природу, сугубо достигает своей цели, если оно может вместе возбудить в нас мысли» (Собрание новых мыслей…, 1799, тетрадь VI).
САДОВО-ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ – разновидность культурного или природного ландшафта (см.), преобразованного в результате направленной деятельности человека, в пределах которого пространственно организованные естественные элементы (рельеф, вода, растительность, почвы) в сочетании с искусственными (малыми архитектурными формами и сооружениями) образуют взаимосвязанное и взаимообусловленное единство, являющееся средой для отдыха.
САДОК – большая клетка, в которой содержат и разводят певчих птиц (ср. Менажерия, Вольер).
САДЫ ПЕРЕНОСНЫЕ МОБИЛЬНЫЕ – небольшие участки, оформленные переносными контейнерами, вазами из керамики и бетона различной величины с высаженными в них растениями, преимущественно летними вьющимися кустарниками.
САЖАЛКА (устар.) – небольшой пруд для разведения рыбы (в саду, хозяйственной зоне усадьбы).
САМОСЕВ – молодое поколение деревьев и кустарников (в возрасте до 3-5 лет), образовавшееся из семян естественным путём.
САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА – специальная территория, отделяющая промышленное предприятие (или группу) от селитебной зоны, включающая специально созданную систему защитных насаждений в сочетании с открытыми участками, питомниками, хозяйственными постройками. Предназначается для защиты населения жилых районов от неблагоприятных воздействий промышленности  (выбросов газа, пыли, дыма, а также шума, вибрации).
СВЕТОВОЙ ФОНАРЬ – остеклённый проём в перекрытиях здания для освещения естественным верхним светом внутреннего помещения. Иногда устраивается над зимним садом.
СВЕТОТЕНЬ – соотношение света и тени на предметах, выявляющее их форму и воздействующее на восприятие пейзажа в целом. Необходимые соотношения между светом и тенью достигаются соответствующим расположением древесных и кустарниковых групп, отдельных деревьев, лужаек, водоёмов, зданий. Водные пространства, поляны, цветники образуют светлые пятна, деревья (напр., ель, пихта) способствуют созданию тёмных пятен. Сочетание светлых и тёмных пространств, распределение падающих и собственных теней накладывают определённый отпечаток на характер композиции, подчёркивает или скрывает элементы пейзажа. Правильная организация светотени – одна из ведущих задач создания сада, парка (напр., статуя, освещённая солнцем в конце тёмной аллеи, широкая тень дерева на газоне, как обрамление дальнего пейзажа, освещённого солнцем). Различают условия утреннего и вечернего освещения, радикально отличающиеся друг от друга (по длине и направлению теней, интенсивности освещения, тональности и пр.).
СВОБОДНАЯ ПЛАНИРОВКА – приём П. садов и парков; характеризуется нерегулярным размещением насаждений и сооружений в пространстве с максимальным использованием рельефа местности, водоёмов, растительности. Может, однако, включать и отдельные элементы регулярных композиций.
СВОБОДНЫЕ ПРОСТРАНСТВА – открытые, незастроенные участки города, района, микрорайона, на которых предусматриваются объекты озеленения различного назначения (см. Открытое пространство).
СЕКАТОР – садовые ножницы для срезания веток, выравнивания кроны при её формовке.
СЁККА – стиль школы Икенобо, возникший в XII-XIII вв. и отличающийся от стиля Рикка (см.) большей простотой. При этом сохраняются основные три линии, символизирующие человека, землю и вселенную.
СЕКРЕТНЫЙ ИЛИ «ТАЙНЫЙ» САД – уединённая, зрительно изолированная от посторонних взглядов часть парка или большего сада, предназначенная для тихого отдыха, размышлений, свободного общения со «своей» природой. Часто ограждается стенами, плотно посаженными кустарниками, украшаются цветниками, небольшими водоёмами, беседкой. Традиции создавать С.с. выходят к средневековью, однако в XX в. интерес к ним вновь возрождается вследствие чрезмерной урбанизации окружающей среды, уплотнения городской застройки, ускоренных темпов жизни и других факторов. В больших дворцово-парковых ансамблях XVIII-XIX вв. выделялись так называемые «собственные» садики, уход за которыми иногда осуществлялся непосредственно самими владельцами таких парадных резиденций (напр., в Павловске).
СЕЛЕКЦИЯ – теория и практика выведения новых и улучшения, путём отбора, существующих сортов декоративных растений. Включает подбор исходного материала на основе изучения процессов изменчивости и наследственности, выведения новых форм и сортов декоративных растений.
СЕМАНТИКА (гр. semantikos – обозначающий) – смысловая сторона «языка» художественного произведения, в т.ч. в садово-парковом искусстве, особенно в 18-19 вв. (напр., сложная семантическая структура фонтанного комплекса Самсон в Петергофе выражает триумф победоносного завершения войны России и Швеции, выхода российского государства к морям).
СЕМЕЙСТВО – в ботанической классификации – группа родов, близких по происхождению.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – возникшее в Англии и распространившееся затем (XVIII, начало XIX вв.) в Европе, включая Россию, течение в искусстве, идеализировавшее жизнь деревни, сельский пейзаж. Отразилось в частности на характере парковых построек, подражавших таким сельским зданиям, как хижина, мельница, молочня, тогда же появились мостики из брёвен и веток, павильоны в виде шалашей и т.п.
СЕРПАНТИН (фр. serpent – змея) – извилистая трассировка дорог и троп на крутых склонах.
СИБУЙ – у японцев окончательная оценка красоты, синтез «саби» и «ваби» (см.), красота, присущая назначению данного предмета.
СИДЕЛКА (устар.) – садовое кресло для уединённого наблюдения природы в русских садах XVII в. Железные кованые кресла – «диваны», «троны» сохранялись в обиходе парков и в XVII-XIX вв. Полуденная С. – скамья, кресло, защищённое листвой от полуденного солнца.
СИЛУЭТ – обобщённый контур, очертание отдельных экземпляров растений, групп, куртин на фоне неба, водной поверхности или городской застройки. С. растений и архитектурных сооружений более чётко выявляется в утренние и вечерние часы низкого стояния солнца.
СИМБИОЗ (гр. symbiosis – сожительство) – совместное произрастание организмов различных видов, приносящее им общую пользу. Искусственное формирование С. иногда практикуется при создании некоторых растительных композиций – таких, напр., как рокарий (см.) на берегу малого водоёма (водоросли, грибы, лишайники и т.д.).
СИМВОЛ (фр. symbole) – образ, иносказательно выражающий какую-л. отвлечённую идею или понятие. К С. прибегают при необходимости в скрытой форме обозначить некоторое широкое понятие. Напр., в садах барокко (см.) фонтаны выражали идею всевластия монарха. Позже, во второй половине XVIII в., смена регулярных шпалер на произвольно растущие группировки кустарников, деревьев означали торжество идеи свободы, победу над угнетением.
СИММЕТРИЯ – приём такого уравновешенного расположения элементов ансамбля в пространстве, при котором одна его половина является как бы зеркальным отношением другой, предполагает наличие центральной оси (в виде аллей, партера, канала и т.п.), которая обычно связывает пространство сада, парка с главным зданием. Особенно характерна для композиций с регулярной планировкой. В пейзажных парках используется чаще приём динамической симметрии, когда элементы ансамбля уравновешиваются без зеркального соответствия сторон.
СИНКРЕТИЗМ (гр. synkretismas – соединение, объединение) – сочетание разнородных, противоречивых, несовместимых воззрений, также слитное нерасчленённое понимание процессов взаимодействия человека и природы. Характерно для экологической картины мира.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ (гр. synthecis – соединение, сочетание) – органически взаимосвязанное единство (скульптуры, живописи, архитектуры, садово-паркового, декоративно-прикладного искусства). В результате С.и. создаётся идейно-художественный образ архитектурно-ландшафтного ансамбля. Способы использования элементов искусств чрезвычайно разнообразны и подчинены общему композиционному замыслу ансамбля.
СИППО – металлический держатель в композициях Сёкка (см.).
СИСТЕМА ОЗЕЛЕНЕНИЯ – взаимосвязанное размещение объектов озеленения (см.) в плане населённого пункта (города, посёлка) и пригородной зоны, согласованное с общей планировочной структурой и элементами культурно-бытового обслуживания населения.
СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ – классификация (вид, род, семейство и т.д.), группировка, всестороннее описание растений, выявление родственных отношений между ними, возможностей их группировки в ландшафте, пространстве.
СИТУАЦИЯ – 1) совокупность изображённых на карте или плане посредством условных обозначений: рельефа, водоёмов, рек, лесов, населённых пунктов, путей сообщения и пр. особенностей местности; 2) условия местности (где расположен сад, парк).
СКАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – Р., растущие в трещинах скал, на стенах зданий и т.д. Широко используются для создания каменистых групп, горок (рокариев). Примером скального растения могут служить ясколка серебристая, флокс кустарниковый, колокольчик удивительный, виды толстянок и др.
СКАРИФИКАЦИЯ ГАЗОНА – удаление остатков соломы, тщательное прочёсывание газона граблями.
СКВЕР (позднелат. exquadro -  придаю квадратную форму) – озеленённый участок величиной 0,15-2га; размещается обычно на площади, перекрёстке улиц, либо на примыкающем к улице участке квартала. Планировка С. включает дорожки, площадки, газоны, цветники, отдельные группы деревьев, кустарников, элементы художественного оформления в виде скульптуры, фонтана и т.п.
СКВОЗИСТОСТЬ КРОНЫ – зрительная проницаемость кроны, определяется по густоте расположения ветвей и листьев кроны.
СКУЛЬПТУРА – вид пространственного искусства, создающего объёмное изображение, высеченное из камня, отлитое из бронзы и т.д. В парках и садах имеет не только декоративное, но часто и символическое значение, одухотворяющее пейзаж, придающее ему определённый идейно-художественный смысл. Некоторые виды С. являются специфическими для парков, в том числе фонтанные комплексы, фигуры из стриженых растений. «…памятники возбуждают в нас любовь к искусствам, составляют лучшее украшение садов; но в выборе и употреблении их должны поступать весьма рассудительно. Надобно, чтоб предметы, окружающие памятник и местоположение, которое он занимает, соответствовали совершенно тем чувствам, какие он может возбудить в нас. И потому только в садах необыкновенной величины, изобилующих разнообразными картинами, можно поставить несколько таких монументов, но где их слишком много, там всегда приметим мы неприятное и часто смешное противомыслие». (Собрание новых мыслей…, 1799. Тетрадь VIII, описание к чертежу IV).
СОЛИТЕР – одиночное растение на открытом пространстве поляны (деревья, кустарники или крупные травянистые растения). С. выделяется своей величиной, архитектоникой, декоративностью, привлекает особое внимание. «Каждое дерево, кроме свойственной ему красоты, заимствует ещё новую приятность от того места, в котором растёт и само сообщает красоту самому месту. Пользу, которую одно дерево доставит художнику сим не ограничивается; здесь соединяет оно отдельные места пейзажа и покрывает их своей тенью, там закрывает неказистые и неровные проспекты или останавливает рассеянный взор зрителя; там даёт простор большому лугу… Величественное, отдельно от других стоящее дерево, окружённое молодыми деревьями того же рода, может произвести в нас приятные впечатления». (Собрание новых мыслей…, 1799. Тетрадь XVIII, описание к чертежу I).
СОЛЯРИЙ (лат. sola – солнце) – площадка для приёма солнечных ванн, часто устраивается в парках, лесопарках, на открытых, хорошо инсолируемых местах, на крышах, открытых террасах, на южной стороне дома.
СОРТ – совокупность растений одной культуры, сходных по своим, передаваемым по наследству признакам. Создаётся в результате селекции.
СОФИТ – ряд ламп, размещённых вверху, внизу или по бокам освещённого объекта, напр., цветника, декоративной скульптуры на газоне.
СОЦВЕТИЕ – совокупность цветков на побеге, собранных в виде кисти (черёмуха, сирень), метёлки (золотарник), корзинки (хризантемы, астры), зонтика (борщевик) и др.
СПЕЦИФИКАЦИЯ (лат. species – вид, род) – перечень растений, или деталей оборудования, благоустройства территории (сада, двора и т.д.), помещается непосредственно на чертеже с планом объекта или обособленно в виде ведомости.
СРЕДОВОЙ ПОДХОД – контекстуализм, одна из ведущих тенденций архитектуры и градостроительства, направленная на создание эстетически, экологически и функционально совершенной среды, когда новый объект органически «вписывается» в своё окружение. Одним из методологических принципов С.п. является учёт динамики зрительного восприятия среды путём составления визуального сценария, разработки целой серии ожидаемых впечатлений в ходе передвижения зрителя (по улице, площади, парку, анфиладе залов и т.д.).
СТАЙЛИНГ – средство эстетизации внешнего вида изделия, объекта индустриального дизайна, при котором его эксплуатация, технические, функциональные свойства остаются, в основном, без изменения. В ландшафтном дизайне означает придание объекту нового, коммерчески выгодного облика, большего соответствия требованиям господствующей моды.
СТАФФАЖ (staff – персонал, штат) – незначительные детали, не несущие в себе основную идею художественного произведения (напр., в живописи – мелкие изображения людей и животных, в цветочной аранжировке – зелень, листья).
СТЕЙ-СОФТ – не затвердевающая формовочная масса. Используют как крепёж в аранжировках из сухих или искусственных цветов.
СТЕЛА (гр. stele – столб) – вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным изображением, обычно имеет мемориальное значение. В парках С. устанавливается в знак событий общественной значимости, в память отдельных лиц, иногда в качестве пограничной отметки у входа, какого-то природного рубежа.
СТЕНД (англ. stand) – щит, стойка, на которых расположены для обозрения какие – л. экспонаты выставки, товары в витрине (напр., цветочного магазина).
СТЕНКА ДЕКОРАТИВНАЯ – сооружение из камня, бетона, кирпича, может быть относительно лёгкой, ажурной, иметь различные очертания (прямоугольные, криволинейные). Используется для выделения участка, оформления и маскировки вспомогательных построек, защиты от ветра. Для отделки используются майолика, лепной рельеф, сграффито.
СТИЛИЗАЦИЯ – формальное подражание художественному направлению, стилю прошлого, в т.ч. в угоду моде. Проявляется в заимствовании внешних декоративно-изобразительных форм и методов, не соответствующих данной конкретной ситуации, в которой находится объект художественной композиции (включая его непосредственное окружение, материал, функцию, конструкцию, социально-исторический контекст и т.д.).
СТИЛЬ – в садово-парковом искусстве преобладающая в данный исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приёмов. С. отражает эстетические идеалы общества, его художественные вкусы. Принято различать два основных традиционных стиля: «французский» и «английский», ассоциирующихся с регулярным и пейзажным планировочными принципами. Вместе с тем на парковые ансамбли в полной мере влияли великие архитектурные стили прошлого, такие, как барокко, классицизм, романтизм и т.д.
СТОЙКОСТЬ МАТЕРИАЛОВ – способность М. противостоять неблагоприятным воздействиям мороза, высоких температур, влаги, микроорганизмов, агрессивных химических веществ.
СТОЛОНЫ – тонкие ползучие побеги.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА (СНиП) – свод основных и общеобязательных на территории РФ нормативных документов, применяемых в любом виде строительства, в т.ч. в парках, зонах отдыха, жилых дворах и т.д. Основной рабочий документ для проектировщиков, строителей. Состоит из четырёх частей: 1) Общие положения; 2) Нормы проектирования; 3) Правила производства и приёмки работ; 4) Сметные нормы и правила.
СТРУКТУРА – взаиморасположение и связь составных частей единого целого, строение. Планировочная С. – соотношение территорий, зон, коммуникаций разного типа в пределах определённого плана (существующее положение, проект и т.д.).
СУБСТРАТ – почва с добавками-удобрениями, необходимыми для развития растений (напр., цветочных).
СУПЕРГРАФИКА (лат. super – сверху, гр. graphike – рисую, пишу) – художественный метод зрительного изменения реальной объёмной или плоской конфигурации объекта (напр., здания, мебельного гарнитура, уличного мощения) путём нанесения крупных цветовых пятен (полос, клеток, упрощённых изображений каких-то предметов, растений, пейзажей и т.п.). Для размещения С. чаще всего используются глухие торцы жилых домов, технические сооружения, монотонные бетонные ограды большой протяжённости.
СУПРЕМАТИЗМ (лат. supremus – высший) – течение в изобразительном искусстве начала XX в. характеризуется преобладанием комбинаций закрашенных геометрических плоских фигур и объёмных форм (влияние С. ощущается в рисунке и цветовых характеристиках цветочных партеров).
СУХОВЕРШИННОСТЬ – начинающееся с верхушки отмирание ветвей, которое затем распространяется по направлению к стволу, вниз.
СУХОЙ САД – ландшафтная композиция из камней – «островов» на фоне мелкой гальки или песка, изображающих морские просторы. Одна из разновидностей традиционного японского сада.
СХЕМА (гр. schema – образ, вид) – упрощённое изображение чего-л. в общих чертах, предварительный набросок, намётка плана, в котором, тем не менее, выражена суть художественного, планировочного решения, выделено главное. Часто является первым шагом в процессе творческого поиска (напр., планового решения сада, парка, их фрагментов).
СЦЕНАРИЙ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ – план, подробно излагающий последовательность зрительных и иных впечатлений во время следования по основной (кольцевой, «сквозной», с тупиковыми ответвлениями и др.) аллее или маршруту парка, зоны отдыха, ботанического сада. В более широком смысле – программа развлечений, занятий, предусмотренных на определённом экскурсионном маршруте, в котором строго связываются время и место предстоящих событий.
СЮРРЕАЛИЗМ – «сверхреальное» направление в искусстве, зародившееся в 1919-1924 гг. и достигшее своего наивысшего расцвета в 1930-1950 гг. Согласно теории С. искусство должно исходить из принципа интуитивизма (А. Бергсон), акт творчества имеет иррациональный, мистический характер, главное в нём – фантазия художника, а всё случайное и бессознательное имеет самодовлеющее значение. Сюрреалисты провозглашают культ «свободных» ассоциаций, «соединения несоединимого». Сторонники этого направления считают своим духовным отцом психиатра З.Фрейда с его учением о психоанализе и либидо, а главными предшественниками – архитектора А.Гауди, живописца М.Шагала. Ведущие представители С. в живописи – Д.Миро (подражание искусству детей), А.Массон (быстрые наброски растений и животных, каких-л. декоративных форм), И.Танги (пейзажи пустынь, оживляемые фантастическими растениями), М.Эрнст и др. Картины сюрреалистов характерны подчёркнутой объёмностью предметов, натуралистическими деталями, переданными с фотографической точностью. Кульминацию С. воплотил в своём творчестве С.Дали, причём не только в живописи, но и в других областях художественного творчества (напр., балете, журнальной графике, оформлении витрин, искусстве причёски, рекламе и т.д.). Некоторые аспекты С. находят отражение в дизайне.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада