Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

РАБАТКА (нем. rabatte – грядка) – цветник в виде узкой длинной полосы, размещаемой вдоль аллей, дорожек; устраивается многорядной посадкой одного или нескольких видов летников, луковичных.
РАБОЧИЙ ПРОЕКТ – стадия проектирования объекта, включает детальную разработку генерального плана – разбивочных и посадочных чертежей, проектов вертикальной планировки, инженерного оборудования, малых форм и сооружений.
РАВНОВЕСИЕ – один из принципов построения натуральных пейзажных картин, согласно которому предметы на одной стороне зрительной оси должны тем или иным образом уравновешиваться предметами противоположной стороны. Для регулярной планировки характерно симметричное (см.) равновесие, а для пейзажной – асимметричное или динамичное. При этом учитывается кроме эстетической ценности предметов и их смыслового значения такие видимые размеры предметов, их цвет и освещённость, плотность фактуры и т.д. Напр., мощный дуб зрительно уравновешивается молодой берёзовой рощей. Построение уравновешенных пейзажных картин предполагает фиксацию определённых видовых точек (см.).
РАДИАЛЬНО-ЗВЁЗДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПАРКА – пересечение нескольких планировочных осей в одной точке, на которой формируется один из районов парка или его центр. Архитектурно-ландшафтное построение развивается по всем радиальным направлениям от периферии к центру. Обычно организуются в кольцевые связи, связывающие планировочные оси между собой (Павловский парк).
РАЙСКИЙ САД – наименование небольшого сада внутри стен монастыря, который в древности имел символическое значение и был засажен «райскими» растениями – яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами.
РАКУРС (фр. raccoucir – сокращать) – необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него. Создаёт впечатление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько последовательно раскрывающихся Р. позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревьев и т.п. с окружающим фоном.
РАКУШЕЧНИК – пористый известняк, состоящий почти полностью из раковин морских организмов. Легко поддаётся обработке, используется в качестве камня, щебня, песка. Пористая фактура Р. применяется в вертикальном озеленении при размещении лиан на стенах зданий.
РАССВЕТЫ (устар.) – вертикальные поверхности оконного проёма, которые расширяются в сторону интерьера. Улучшают условия его освещённости, особенно в тех случаях, особенно в тех случаях, когда окна выходят на северные румбы. Могут использоваться для вертикального озеленения.
РАСТЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ – символы процветания, плодородности, богатства, новой жизни (миртовое дерево, древо жизни, древо познания, шаманское дерево и т.п.). С Р.м. связаны многие божества (Гея, Деметра, Дионис, Флора, Церера) и другие мифологические персонажи низшего ранга (леший, дриады, баба-яга и т.п.). Мифология растительного мира связана с противопоставлением дома, обитаемого пространства, лесу, как прибежищу злых духов.
РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО – совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимодействии между собой и условиями окружающей среды (см. Фитоценоз).
РАФИНИРОВАННЫЙ – утончённый, изысканный, изощрённый (напр., композиционный замысел, внешний вид какого-л. предмета).
РЕГЕНЕРАЦИЯ (лат. regeneratio – возрождение, восстановление) -  одна из форм восстановления исторического памятника, близкая понятию реставрации. Р. сада, парка – придание ему прежнего облика, реконструкция ландшафта, «омоложение» растительного покрова на базе использования исторических документов, свидетельств и т.п.
РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА – «геометрический» тип планировочной организации парка, зародившийся в глубокой древности (видимо в Вавилоне) и получивший развитие в XVI-XVIII вв. сначала в садах Италии, Франции, Голландии, позже в России и других европейских странах. Отличается прямизной аллей и дорог, пересекающихся под прямыми углами, симметричностью композиций, а также обилием рядовых посадок, бассейнов, террас, скульптур и пр. Р.п. широко применяется и в наше время, но чаще всего в сочетании с приёмами пейзажной планировки (см.).
РЕДИНА – парковый массив полнотой 0,3-0,4 с малой вертикальной сомкнутостью крон, не имеющий подлеска; используется при переходах к открытому пространству (см. Пейзаж).
РЕКОГНОСЦИРОВКА (лат. recognoscare – рассматривать) – предварительное обследование местности в целях составления проектов планировки (парка, сада и т.д.), определения границ территории для последующей геодезической съёмки и в иных целях.
РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРИННЫХ ПАРКОВ-ПАМЯТНИКОВ – частичное переустройство планировочно-пространственной композиции и отдельных сооружений в соответствии с новым предназначением парка. Обновляются сохранившиеся и создаются новые зелёные насаждения, развивающие пространственную организацию парка применительно к современному использованию. В дополнение к старым, прокладываются новые дороги и аллеи, инженерные сети, мелиоративные системы, благоустраиваются водоёмы и пр., облик парка восстанавливается по существующим элементам композиции, специальным археологическим изысканиям, имеющимся описаниям и иконографическим материалам.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА – специально выделяемая территория в пригородной местности, в городе, предназначенная для отдыха, с целью восстановления сил и здоровья. Городскими Р.з. являются: сады, парки; пригородными: лесопарки, зоны отдыха.
РЕКРЕАЦИЯ – отдых, помещение для отдыха, восстановления сил.
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ – система мероприятий по озеленению (или облесению) бесплодных почвогрунтов, отвалов и терриконов шахт, мест открытых разработок, предотвращение на них явлений ветровой и водной эрозии методами инженерной подготовки и садово-паркового строительства.
РЕЛИКТ (лат. relictus – оставленный) – явление, предмет, организм, сохраняющийся от древних эпох (напр., деревья, оставшиеся от исчезнувшего лесного массива).
РЕЛЬЕФ (фр. relief) – 1) совокупность неровностей земной поверхности в её крупных (макрорельеф), средних (мезорельеф) и малых (микрорельеф) формах (см.), основной предмет науки геоморфологии; 2) выпуклое изображение на плоскости (барельеф, горельеф); 3) система графических знаков, характеризующих неровности земли с помощью цифровых или линейных обозначений. Для практических целей ландшафтного дизайна особенно важны характеристики микрорельефа на макетах и чертежах, выполненных в М 1:100; 1:50; 1:20; 1:10; 4) в аранжировке цветов Р. – поверхность листьев, имеющиеся там выпуклости и вогнутости, что предопределяет расположение на них светотени.
РЕМОНТАНТНОЕ ЦВЕТЕНИЕ – метод растягивания, удлинения цветения на весь вегетационный период растения.
РЕНЕССАНС – см. Возрождение.
РЕНШТОК – уложенное вдоль дорожного полотна искусственное русло из камня, кирпича, бетона, направляющее ливнёвые воды к местам естественного стока или в ливнёвую канализацию.
РЕСТАВРАЦИЯ СТАРИННЫХ ПАРКОВ-ПАМЯТНИКОВ – восстановление, по возможности в первоначальном виде, общей планировочно-пространственной композиции парка, его зелёных насаждений, архитектурных сооружений и малых форм, имеющих историческую ценность. Воссоздаются аллеи и дороги с организацией обзорных маршрутов и улучшением покрытий, восстанавливаются водные пространств, частично сохранившиеся растительные композиции, при необходимости вместо разрушенных элементов создаются аналогичные (ср. с термином Реконструкция).
РЕФЛЕКС (лат. reflexus – отражение) – эффект освещения объекта или его части отражённым светом, один из элементов светотени (напр., на поверхности белокаменной скульптуры в парке).
РИЗАЛИТ – выступающая часть фасада. Учитывается при выборе приёмов вертикального озеленения (см.).
РИЗОМА (гр. rhiza – корень) – в биологии: 1) корни растений вместе с непосредственно прилегающей к ним  почвой; 2) группа кустов, зарослей травы, стебли которых автономны, но объединяются одной корневой системой; 3) экологическое единство компонентов в экосистеме.
РИККА – стиль японской школы икенобо (см.); дословно означает «воздвигнутые цветы». Основные элементы Р.: син – главная ветвь «истина»; сое – помощник; Сосин – ветвь правды, «душа букета»; до – тело («посёлок»); маеоки – передний план; хикае – долина (соединяющая, запасающая ветвь); микоси – «горы в тумане» (смотрящая вверх ветвь).
РИТМ (гр. rhythmos – соразмерность, такт) – равномерное чередование элементов композиции, порядок повторяющихся зрительных и иных впечатлений при движении по парку или последовательном созерцании пейзажной картины. Простейшим проявлением пространственного ритма-повтора могут служить аллейные посадки однородных и одновозрастных деревьев, более усложнённым – чередование деревьев, кустарников, скульптур, скамей вдоль пути движения пешехода. Приёмы обогащения ритмического рисунка многообразны – увеличением числа элементов, участвующих в многократном повторе (включая как природные, так и искусственные составляющие), введением усложнённого ритма, при котором повтор сопровождается постепенным нарастанием или ослаблением одного или нескольких признаков, использованием непредсказуемых композиционных эффектов, «сбивающих» привычный порядок расположения предметов и т.д. Хотя в парках с пейзажной планировкой ритмические построения выражены менее заметно, чем в регулярных, они проявляют себя и там путём чередования полян, рощ, характерных извивов реки, холмов. Напр., определённый композиционный ритм «читается» при движении вдоль берегов р. Славянки в Павловском парке, где архитектурные акценты связаны с природным окружением.
РОД – согласно ботанической классификации – группа близких по происхождению растений.
РОДНИК – в садово-парковом искусстве каменная стенка с вмонтированной трубкой, подающей питьевую воду, и чашей, из которой избыток отводится самотёком. Устраивается на месте естественных природных источников и используется также в декоративных целях.
РОЗА – большое круглое окно со сложным узорным переплётом, растительным орнаментом (иногда в технике витража). Приём характерен для готической архитектуры.
РОЗА ВЕТРОВ – графическая схема распределения повторяемости (за месяц, сезон, год) господствующих в данной местности ветровых потоков по отношению к сторонам света. Может иметь значение для кондиционирования микроклимата участка (стимулирования проветриваемости, защиты от неблагоприятных ветров) с помощью расположения зелёных насаждений.
РОЗАРИУМ – 1) коллекционный или декоративный участок (часть парка, сада) роз, предназначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов; 2) заросль дикорастущих шиповников.
РОЗЕТКА – группа листьев, скученно расположенных на стебле, с укороченными междоузлиями.
РОЗЕТТА – стилизованное изображение цветка в рисунке садового партера.
РОЗОВЫЙ САД – сад, доминантой в котором являются розы; планировка такого сада решается в регулярном виде. Р.с. известны с глубокой древности (персидские парадизы, висячие сады Семирамиды).
РОКАЙЛЬНЫЙ МОТИВ (фр. rocaille – отделка раковинами, мелкими камнями) – типичный элемент архитектурного декора рококо, стилизованное изображение завитков морских раковин, прихотливо изогнутых, разветвлённых и сплетённых побегов плодовых растений.
РОКАРИЙ – каменистая горка, альпинарий (см.).
РОКОКО – последняя стадия развития барокко (см.), оказавшая воздействие на облик дворцово-парковых ансамблей XVIII в. (напр., в некоторых района Версаля, Ораниенбаума). Отличается изысканным декором, тяготением к иллюзорности. Приёмы искусства садов этого периода характерны отходом от строгой регулярности, введением прихотливо изогнутых дорожек, канальцев, мостиков. Архитектурный масштаб парков несколько измельчён, они дробятся на отдельные фрагменты. Главное требование к ним – обеспечить интимность и обособленность пространства, утончённость рисунка партеров. Другой важной особенностью Р. явилось подражание формам, силуэтам, цветовым сочетаниям китайского и японского декоративного искусства.
РОМАНТИЗМ – идейное направление в художественной культуре конца XVIII и особенно первой половины XIX вв., противопоставившее рациональному и упорядоченному классицизму формы средневековой, романской и готической архитектуры. В садово-парковом искусстве стиль, воспроизводящий идиллические сельские и «героические» пейзажи. Для романтических парков характерны искусственные руины, каменные «хаосы», «готические» постройки (пример – Алупкинский ансамбль в Крыму).
РОТОНДА (лат. rotundus – круглый) – круглое в плане сооружение, перекрытое куполом, поддерживаемым колоннами. Элемент оформления пейзажных садов и парков. Поставленная на возвышенность, даёт возможность многостороннего обзора местности.
РОЩА – массив насаждений, элемент паркового пейзажа площадью 1-1,5 га, состоящий из деревьев преимущественно одной породы (сосновая, буковая, дубовая, берёзовая роща) с учётом обязательной просматриваемости пространства между стволами.
РУИНЫ (лат. ruina – обвал, развалина) – элемент оформления паркового пейзажа  романтических парков XVIII в., представляющие собой искусственно созданные (редко «настоящие») развалины древних храмов, гробниц и других построек (напр., в парках Царицыно, Софиевка).
РУСТОВКА – декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней, рельефно выступающих из плоскости стены.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада