Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ОАЗИС (гр. oasis – по названию египетского города Оасия) – 1) место в пустыне, где есть вода и растительность; 2) место или явление, представляющее отрадное исключение на общем негативном фоне; 3) искусственный пористый материал, который является основным средством крепления растений в композициях (бывает двух видов: зелёный – впитывает воду и применяется для аранжировок с живыми растениями, серый или коричневый – только для сухоцветов и искусственных цветов).
ОАЗИС ТЕЙП – прочная липкая лента, бывает широкой и узкой. Широкую ленту в основном используют для крепления к сосуду флористической губки или мятой петельной проволоки. Узкой лентой иногда перекрещивают отверстие широкогорлого сосуда для закрепления растений.
ОАЗИС ФИКС – полоска незатвердевающей липкой массы, используется для соединения сухих поверхностей. Часто применяется для закрепления в сосуде пластмассовой или металлической наколки.
ОБЕЛИСК – прямоугольный, обычно монолитный каменный столб, суживающийся кверху, с пирамидально заостренной верхушкой. Был известен ещё в древнем Египте. Применяется как декоративный элемент композиции и как памятник в честь знаменательных событий (парки: Кусковский, Павловский, Ярополец, музей-заповедник Бородино и др.).
ОБМАНКИ – «обманные виды». Живописные изображения пейзажей, помещаемые в торце прогулочных аллей, создающие иллюзию далёкой перспективы, фасада пышного архитектурного здания и т.п. Приём использовался в XVII-XVIII вв.
ОБРАЗ – присущая садово-парковому искусству и фитодизайну специфическая форма отражения действительности, представляет собой неразрывное единство чувственного и логического, конкретного и абстрактного, индивидуального и общего, случайного и необходимого, внешнего и внутреннего, части и целого, формы и содержания. В архитектурно-ландшафтной композиции О. создаётся разными средствами, но чаще всего связывается с каким-то монументом, символом, традицией, выразительной и характерной деталью пейзажа. Семантика подобного объекта соотносится с тем или иным явлением, историческим событием, знаменательным достижением и т.д. Своеобразие, оригинальность О. обусловлено историческим контекстом, природными особенностями территории, градостроительным окружением. Напр., художественный образ Петергофского ансамбля нашёл своё выражение в грандиозной панораме Большого каскада и его центральной скульптурной композиции «Самсон, раздирающий пасть льва», посвящённой победе России в войне со шведами и выходу её к новым морским рубежам. Здесь архитектура дворца и павильонов, пластика прибрежных террас, морской канал, водные струи, цветочные партеры, органично слились в яркую, необычайно торжественную композицию.
ОГИБНЫЕ ДОРОГИ (устар.) – крытые аллеи, устраиваемые на каркасе из деревянных дуг, соединённых продольными связями. Ветви деревьев (берёза, липа и др.) или кустарников, привязанные к каркасу, образуют зелёный свод. О.д. украшались трельяжными беседками, входными арками. Элемент русского садово-паркового искусства XVII-XVIII вв.
ОГОРОД – одно из названий сада в русской усадьбе XV-XVII вв., где размещались в основном плодовые деревья и кустарники, а также овощи и цветы.
ОДЕЖДА – покрытие крутых земляных склонов, защищающее их от обрушения и состоящее из дёрна, хвороста, жердей, досок, металлической сетки и т.п.
ОДЕРНОВКА – способ устройства газона на откосах и насыпях с крутизной склона более 30º, а также газонных бровок вдоль парковых дорожек и элементов геопластики (см.).
ОДИНОЧНЫЕ ПОСАДКИ – в садово-парковых композициях отдельные деревья, кустарники и крупные травы, с высокими декоративными качествами (см. Солитер).
ОДНОЛЕТНИКИ – группа декоративно-лиственных и цветочных травянистых растений с однолетним циклом роста и развития (в т.ч. летники, которые цветут только летом).
ОКНО – просвет в массиве или куртине с целью придания пейзажу живописности, обычно свободен от деревьев и кустарников, но имеет травянистое покрытие. Способствует смене впечатлений при переходе посетителя от закрытого пространства к открытому.
ОКОЛОЦВЕТНИК – покров цветка, служащий для защиты тычинок и пестиков, и способствующий опылению. Состоит из чашелистиков и лепестков.
ОНТОГЕНЕЗ – (гр. ontos – сущее, genesis – происхождение) – индивидуальное развитие организма, напр., дерева от момента зарождения до окончания жизни. Знание О., возрастных параметров деревьев, кустарников, цветов и трав – важная предпосылка долговременности, полноценности пейзажа.
ОП-АРТ – «оптическое» искусство, художественное направление, считающее своими предтечами геометрический абстракционизм Баухауза, а также русский и немецкий конструктивизм 1920-х годов. Смысл оп-арта – в эффектах цвета и света, проведённых через оптические приборы на сложные геометрические конструкции. Имел некоторое воздействие на художественную промышленность, прикладное искусство, рекламу.
ОПУШКА – насаждения, окаймляющие лесные массивы, куртины, крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Является важным элементом в композиции лужаек и полян. Требует тщательного подбора и сочетания пород с целью создания колористических эффектов, плавных переходов от открытых пространств к закрытым. Барельефная опушка – край зелёного массива, в котором отдельные деревья, кустарники или их группировки незначительно выступают из «плоскости» массива. Горельефная опушка – то же, но с большими (более чем на половину) выступами растительности  в сторону поляны, лужайки.
ОРАНЖЕРЕЯ (фр. orange – апельсин) – сооружение под стеклянной крышей с искусственно созданным климатом, предназначенное для выращивания коллекции субтропических и других растений с целью их экспонирования; а также выгонки на срезку цветов и выращивания овощных растений в зимний период. О. подразделяются на холодные (2-12 ºС), умеренные (13-18 ºС) и горячие (свыше 18 ºС).
ОРДЕР (лат. ordo – порядок, строй) – в античной, классической архитектурной композиции упорядоченная тектоническая система, состоящая из вертикальных несущих опор в виде колонн, столбов или пилястр и горизонтальных несомых частей – антаблемента, состоящего из архитрава, фриза и карниза. Принято различать ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).
ОРДИНАР – см. Солитер.
ОРЕОЛ (лат. corona aureola – золотой венец) – светлый круг, сияние вокруг светящейся точки или, наоборот, тёмного силуэта какого-л. предмета. Эффект О. используется при организации искусственного освещения объекта ландшафтного дизайна.
ОРИГАМИ – старинное японское искусство складывания различных форм и предметов (напр., «фонариков», «птиц», «цветов» и т.д.) из бумаги.
ОРИЕНТАЦИЯ – 1) размещение отдельных элементов планировки парковых растений в зависимости от экспозиции склона и положения продольной оси относительно стран света: (север-юг, восток-запад и т.д.). Имеет важное значение при проектировании аллей, площадок парка, а также для выращивания посадочного материала в питомниках; 2) визуальная направленность какой-либо композиции в сторону определённого объекта-ориентира (напр., бульвар, сквер, О. на здание театра, на водоём, на главную городскую площадь и т.д.).
ОРИЕНТИР – хорошо заметный на местности неподвижный предмет (напр., здание на холме, высокое дерево, береговой уступ), помогающий определять направление движения, связывать отдельные элементы территории воедино.
ОРНАМЕНТ (лат. ornamentum – украшение) – живописное, графическое или скульптурное украшение, художественно оформляющее предмет, изображение. Построение орнамента основывается на закономерностях ритма, симметрии, контраста и др. Различают геометрический, растительный и эпиграфический (включающий надписи) и другие его разновидности. В О. могут присутствовать стилизованные изобразительные элементы, он является существенным элементом общего художественного образа в архитектуре, скульптуре, дизайне и других прикладных искусствах. Орнаментальный – имеющий характер орнамента.
ОСЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – такое построение дорог парка и сада, при котором доминирует одно ярко выраженное направление. Вдоль главной оси развивается начало, кульминация и завершение ансамбля, здесь сосредоточены основные архитектурные сооружения, парадные аллеи, бассейны, фонтаны, скульптура и пр. Часто вдоль оси располагаются террасы, балюстрады, лестницы, отмечающие повышение местности к планировочному центру ансамбля.
ОСИ РАЗБИВОЧНЫЕ – линии, направления, имеющие заданные координаты, обозначаемые закреплёнными на местности знаками. О.р. необходимы для переноса в натуру планировочных решений парков, скверов, благоустроенных дворов и т.д., особенно в тех случаях, где преобладает геометрический принцип их разбивки.
ОТБЕЛИВАНИЕ – исчезновение зелёной окраски листьев, стеблей растений в результате их затемнения, укрытия непрозрачными материалами, засыпки землёй (то же, что этиолирование).
ОТВОДОК – укоренившийся боковой побег, отделённый от материнского растения для вегетативного размножения.
ОТПРЫСК – побег от почки, располагающейся на стебле, корне или корневище растения.
ОТТЕНОК – едва заметное различие в цвете, между родственными тонами в светотеневой фактуре объекта (напр., в древесно-кустарниковой группе, состоящей из нескольких растений).
ОХРА (гр.ochros – бледный, желтоватый) – природные натуральные пигменты различных оттенков жёлто-коричневого цвета (глины, богатые окисями железа).

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада