Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

МАВРЕСКА – см. Арабеска.
МАВРИТАНСКИЙ ГАЗОН – травянистый покров с красиво цветущими растениями, применяемый для озеленения садов, парков, скверов, бульваров. Обычно располагается на полянах, на фоне деревьев, кустарников. Отличается яркостью и цветовым разнообразием.
МАЖОР (ит. maggiore – больший) – бодрое, радостное настроение, вызываемое определённым сочетанием ярких цветов (красного, оранжевого, голубого и др.), освещённости. Может быть выражено обилием открытых солнечных пейзажей, использованием видовых точек на вершинах и т.д.
МАЙОЛИКА – покрытые глазурью керамические изделия. Часто устанавливается в виде плит на поверхности стен, в качестве декоративной скульптуры на газоне.
МАКАДАМ – смесь из щебёнки и битума, известная также под названиями «чёрное покрытие», «асфальт», «тармак». Используют для въездных дорожек.
МАКЕТ (фр. maquette) – модель предмета, здания, площади, парка и т.п., выполненная в определённом материале (дерево, бумага, стекло, пластмасса и др.) и в уменьшенном по отношению к реальному объекту масштабе. Наиболее часто делаются проектные макеты, которые позволяют в наглядной форме представить результат намечаемого строительства.
МАКРОРЕЛЬЕФ – крупные формы рельефа, характеризующие облик большой территории земной поверхности: горные массивы, хребты, бассейны рек, межгорные плато, плоскогорья и др. (см. Микрорельеф)
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ – искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, фонтаны, оборудование детских площадок, навесы и т.п. (см. Парковые сооружения).
МАНЕРА – отличительная черта какого-л. художника, автора; его излюбленный приём или стиль поведения.
МАРКЕТРИ – мозаичные орнаментальные композиции в виде тонких пластин, наклеиваемых обычно на мебель или декоративное панно. При этом используются различные по цвету и фактуре породы дерева, перламутр, металл, слоновая кость и пр.
МАРКИЗА – наружный навес над окнами, входом в дом, витринами, балконами, террасами для защиты от солнца. Выполняется в разных материалах, из парусины, холста, стекла, металла, пластика.
МАСШТАБ (нем. mas – мера, stab – палка) – отношение длины линии на чертеже к длине линии в натуре. В ландшафтном дизайне преобладают масштабы 1:10; 1:20; 1:50; 1:100; 1:500. Реже чертежи выполняются в натуральную величину (1:1) или наоборот в более мелком М. (1:1000; 1:2000). М. выражает особенности композиционного построения объекта, его соразмерность данному окружению, архитектурным сооружениям и главное, самому человеку.
МАТАДЖИ – деревянная развилка для поддержки стеблей растений в вазе в вертикальном положении.
МАТЕРИАЛЫ ФИТОДИЗАЙНА – цветы, ветки, листья, корни, плоды и пр., используемые в процессе аранжировки (см.).
МАХРОВЫЕ ЦВЕТЫ – Ц. с большим количеством лепестков или ярко окрашенных долей околоцветника.
МЕАНДРЫ – орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками, напоминающими изгибы русла ручья, реки.
МЕГАЛИТЫ (гр. megas – большой, lithos – камень) – археологические памятники, сооружённые из блоков дикого или грубооколотого камня, в т.ч. менгиры – вертикально врытые каменные столбы. Иногда композиции из крупных камней, напоминающих М., воспроизводятся и в современных парках.
МЕДАЛЬОН – барельеф или живописные изображения в круглом или овальном обрамлении. Иногда в форме М. выполняется цветник, клумба.
МЕДЛЕННОРАСТУЩИЕ ПОРОДЫ – группа декоративных древесных растений (ирга, айва, магония, тисс, можжевельник казацкий), ежегодный прирост у которых не превышает 10-30см.
МЕЗОРЕЛЬЕФ – промежуточный рельеф между макро- и микрорельефом (см.), такие формы земной поверхности, как напр., терраса реки, впадина, овраг, небольшое ущелье и др.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС – территория, на которой размещены монументальные архитектурные сооружения: мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски славы и памятники, посвящённые выдающимся историческим событиям и лицам. Решается как парк мемориального значения с включением крупных партеров, с регулярными аллейными посадками деревьев, оформлением мест захоронения деревьями с плакучей или пирамидальной формой кроны (напр., Пискарёвское кладбище, Марсово Поле и др.).
МЕНАЖЕРИЯ – домики для содержания птиц, вольеры. В парках имеют не столько утилитарное, сколько декоративное значение. Располагаются обычно на берегу пруда, озера.
МЕНАЖЕРНЫЙ ФОНТАН – фонтан с полыми струями большого диаметра, бьющими через кольцевые прорези.
МЁРТВЫЕ МАТЕРИАЛЫ – разноцветный песок, толчёная черепица, битое стекло, толчёный мрамор, антрацит и другие материалы, с помощью которых выполняется в натуре рисунок садовых партеров. Сочетаются с живыми материалами в виде газонных трав, цветов, стриженого кустарника.
МЕТАМОРФОЗА – превращение, преображение чего-л., напр., резкое изменение внешности, характера парковых насаждений.
МИКРОКЛИМАТ – климат приземного слоя воздуха, возникающий на небольших участках земной поверхности в результате взаимодействия различных факторов среды (нагревание, охлаждение, увлажнение) и влияния зданий, сооружений, растительности, водоёмов и т.п. (напр., М. городского сада и жилого двора). В помещениях также имеется свой М.
МИКРОЛАНДШАФТ – ландшафт небольшого пространства (напр., дачного участка), состоящий из различных, как природных, так и искусственных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии.
МИКРОРЕЛЬЕФ – мелкие элементы рельефа в ландшафте парка, сада и др., являющихся деталями мезорельефа (см.). Занимает небольшие площади до нескольких сотен кв.м., с колебаниями-перепадами в отметках в пределах 1м., напр., рельеф куртины, клумбы, холмика (положительные формы); ложбинка (отрицательная форма), требуют при вертикальной планировке незначительных изменений, необходимых для организации поверхностного стока, получения хорошо выровненной поверхности полян (см. Макрорельеф).
МИКСБОРДЕР (англ. mix – смешивать, border – кайма) – вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течении вегетационного периода, создаваемый путём подбора красивоцветущих травянистых, преимущественно многолетних растений.
МИЛОВИД – в русских парках XVIII-XIX вв. – беседка, из которой открывается особенно живописная панорама или перспектива; видовая площадка.
МИМИКРИЯ – подражательная окраска или форма защитного значения. В ландшафтной архитектуре  вертикальное озеленение фасадов, сады на крышах и одернование склонов может преследовать подобные цели.
МИНОР – грустное, печальное настроение. В ландшафтном дизайне выражается, например, использованием плакучих, пониклых форм древесных крон, преобладанием тенистых насаждений, малых неподвижных водоёмов с отражением тёмной хвои и пр.
МОДА (фр. mode) – господство в определённое время и в определённом месте тех или иных вкусов в отношении способов украшения жилища, устройства сада, цветника, оформления балкона и т.п.
МОДЕРН (фр. moderne – новейший) – стилевое направление в архитектуре и прикладных искусствах конца XIX – начала XX вв. В основе М. лежит принцип синтеза искусств, он связан с использованием новых технико-конструктивных средств и художественных тенденций. Для стиля М. характерны криволинейные формы оконных и дверных проёмов, карнизов, подчёркнутая асимметрия, введение причудливых экзотических орнаментов, напоминающих водные струи, болотные растения, русалок, ниспадающие ветви деревьев и т.д., а также тяготение к новым нетрадиционным материалам – металлу, железобетону и др. Искусство М. во многих европейских странах известно под терминами Югендстиль (Германия), Сецессион (Австрия), Арнуово (Франция). В России  приёмы М. часто связывались со стилизованными формами древнерусского зодчества и проявились более всего в строительстве городских и пригородных особняков, многоэтажных жилых домов, вокзалов и других общественных и промышленных зданий, а также в облике примыкающих к ним садов, таких деталей обустройства, как ворота, калитки, фонтаны, решётки и т.п.
МОДУЛЬНЫЙ САД – приём оформления фрагмента парка, цветника, построенного на геометрически правильной системе модулей-ёмкостей с различным или однородным заполнением цветами, декоративным мощением, газоном, водой.
МОДУЛЯЦИЯ (лат. modulato – мерность) – размеренное или закономерное изменение, постепенная перемена состояния (напр., сезонный переход колорита насаждений в другую тональность).
МОЗАИКА – изображение или орнамент, выполненные из отдельных плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков цветных камней и стекла, дерева, эмали и пр. Просто пёстрая смесь чего-либо, напр., листвы, плодов. М. листовая – характер расположения листьев на ветвях, степень затенения их друг другом, определяющая текстуру кроны дерева или кустарника.
МОЗАИЧНОСТЬ – дробность, пятнистость окраски или расположения каких-либо элементов на поверхности. Учёт фактора М. важен для зрительного восприятия объектов ландшафтного дизайна.
МОНОЛИТ (гр. monolithos – сделанный из цельного камня) – каменная, бетонная глыба, колонна, высеченная из одного куска горной породы. Монолитный – компактный, цельный, нерасчленённый на части.
МОНОХРОМНЫЙ – одноцветный, цвет в очень узкой полоске спектра.
МОНУМЕНТ (лат. monumentum – напоминаю) произведение архитектуры в виде триумфальной арки, обелиска, памятной колоннады и т.д., сооружённое в целях увековечивания исторического события или деятеля, имеющего общественную значимость. Отличается величавостью форм, долговечностью материалов (напр., бронза, мрамор, гранит), устанавливается на площадях и скверах, в курдонерах дворцовых зданий, в парках, часто включает в себя скульптурные изображения, входит в состав городских ансамблей.
МОТИВ (фр. motif) - побудительная причина, повод, напр., творческий М. для определённого решения  задачи.
МОЦИОН (лат. motio) – прогулка, отдых в движении. Эффективность М. зависит от ландшафтных качеств местности и оборудования пешеходного маршрута (в санаторных, курортных и др. парках).
МУАР – поверхность чего-л. с волнообразным отливом, отблеском.
МУЗАГЕТ – мифический предводитель муз, Аполлон. В переносном смысле – покровитель искусств.
МУЗЫ – в греческой мифологии – богини, покровительницы искусств и наук, дочери Зевса и Мнемозины.
МУЗЫКА ВЕТРА – подвески на ветвях деревьев, из металлических, деревянных, керамических трубок и стержней, которые издают приятный звон при движении воздуха. В восточных садах это традиционный приём, оживляющий сад, создающий в нём особую акустическую атмосферу, отвлекающий внимание от внешних шумов, напр., с улицы.
МУЛЬЧИРОВАНИЕ – покрытие обнажённой земли в приствольных кругах, грядках, живых изгородях торфом, перегноем и другим материалом для предотвращения чрезмерного испарения и защиты почвы.
МУЛЯЖ – слепок из глины (папье-маше, воска и др. пластичных материалов), точно придающий форму скульптуры, архитектурной детали, плодов, органов и т.д. Применяется в обучении изобразительным искусством, медицине, музейных экспозициях.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада