Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

КАВАЛЬЕР – насыпь правильного геометрического профиля, образованная землёй, взятой из земляной выемки при сооружении дороги, пруда, канала.
КАМУФЛЯЖ – один из способов маскировки, осуществляемый путём окраски предметов разноцветными пятнами, полосами, которые меняют их истинные формы, протяжённость. Применяется в настоящее время и в целях зрительной нейтрализации объектов (главным образом технических), искажающих облик природного, сельского ландшафта, напр., вдоль дорог-парквеев, вблизи исторических памятников, обзорных площадок.
КАНОН (гр. kanon – правило, предписание) – совокупность приёмов и правил, которые считались обязательными в ту или иную эпоху, а также произведение, служившее нормативным образцом.
КАПИТЕЛЬ (лат. capitellium – головка) – декоративное завершение колонны или пилястры между её стволом и горизонтальным перекрытием. В некоторых классических типах К. (напр., «коринфская»), используются растительные мотивы в виде стилизованных листьев и стеблей аканта.
КАРИАТИДА (гр. karyatides – карийские девы) – вертикальная опора-скульптура в виде женской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие.
КАРКАС (ит. carcasse) – несущая конструктивная основа сооружения. Обычно состоит из колонн и опирающихся на них плит, ферм, балок.
КАРЛИКОВЫЕ РАСТЕНИЯ – растения ненормально низкого роста для данного вида.
КАРТУШ (ит. cartoccio – свёрток) – декоративное лепное украшение в виде свитка на фасаде здания, с полем в центре для надписи, эмблемы, герба, маски.
КАСКАД – последовательный ряд водоёмов, расположенных на разных уровнях и связанных между собою уступами, по которым стекает вода. В дворцово-парковых комплексах часто образовывали сложные композиции с включением многих скульптур, фонтанов, водных «лестниц» и т.п. (напр., в Петергофе, Анненгофе и др.).
КАШПО (фр. cache от прятать и горшок) – декоративная ваза, в которую ставится цветочный горшок, а также декоративное устройство для размещения растений в интерьере на стенах и на открытом воздухе (подвесное, переносное, стационарное К.).
КВАРТАЛ – часть лесного массива, огороженная просеками.
КЕРАМИКА (гр. keramos – глина) – изделия и материалы, полученные спеканием глин с минеральными добавками и др. неорганическими соединениями. Основные виды К. – терракота, майолика, фарфор, фаянс, каменная масса. В технике К. выполняются такие детали сооружений, как облицовочные плиты, лицевые кирпичи, барельефы и пр. Глазурованные поверхности К. придают ей стойкость против атмосферных воздействий.
КИРПИЧ – искусственный камень в виде прямоугольного параллепипеда стандартных размеров, полученный в результате обжига из глины и других материалов минерального происхождения. Различают К. строительный и дорожный-клинкер (обожжённый до спекания).
КИСТЬ – соцветие с удлинённой главной осью и цветками, развивающимися пирамидально от основания к вершине.
КИТЧ или КИЧ (нем. kitsch – халтура, дурной вкус) – псевдохудожественные изделия из дешёвых материалов, подражание истинным образцам искусства. Рассчитан на неразвитый, сентиментальный вкус, характерен избыточностью декора, крикливостью цвета и пр. В ландшафтном дизайне К. проявляется напр., в обильном украшении садов пластмассовыми, бетонными, раскрашенными «львами», «купидонами», в попытках придать более роскошный вид небольшому участку путём заполнения его уменьшенными копиями классических парковых сооружений типа аркад, балюстрад, в заполнении интерьеров изделиями в технике папье-маше и т.д.
КЛАССИКА – в культуре, искусстве – то, что сохраняет своё значение в веках, лучшие, общепризнанные достижения прошлых эпох.
КЛАССИЦИЗМ (нем. klassizismus) – течение в художественной культуре XVII – начала XIX вв., утверждал идеальное представление о рациональной организации общества, государства, города и т.д. Рационалистический подход К. переносил в область искусства, считая его основой торжество разума, гражданского долга. Стилю К. присущи чёткость и геометризм форм, логичность структуры объекта проектирования, сдержанность в декоре. В России творческая разработка классического наследия античности сочеталась с развитием традиции национального зодчества. К. определил планировку многих городов, усадеб, парков, интерьеров XVIII-XIX вв.
КЛИНКЕР ДОРОЖНЫЙ – высокопрочный кирпич, получаемый методом спекания в печах.
КЛУБНЕВЫЕ РАСТЕНИЯ – Р., снабжённые клубнями, аккумулирующие питательные вещества, которые обеспечивают их сохранность в зимний период.
КЛУМБА (англ. clump – группа) – цветник разнообразной, но обычно простой геометрической конфигурации, засаженный одно- или многолетними травянистыми растениями. Для оформления К. используют также кадочные растения, участки газона, устанавливают декоративные вазы, скульптуру. Иногда для лучшего обозрения поверхности К. придаётся небольшой уклон от центра к краям.
КОВКА – способ обработки металла ударным воздействием инструментов (молоты, прессы и т.д.) в нагретом состоянии. Методом К. изготавливаются ограды, балконные решётки, садовые ворота, фонари.
КОВРОВЫЕ РАСТЕНИЯ – низкорослые травянистые растения с красиво окрашенными листьями и цветами, поддающиеся стрижке. Стебли К.р. разрастаются по поверхности почвы.
КОЛЕР (лат. color – цвет, краска) – 1) цвет краски или окрашенной поверхности, её оттенок, яркость, густота; 2) готовый к употреблению красочный состав.
КОЛЛАЖ (фр. collage – приклеивание, наклейка) – особая графическая техника создания изображений путём наклеивания фрагментов различных материалов на основу. Метод К. используется также и в макетировании (объёмный К.).
КОЛОННА (лат. columna – столб) – архитектурно обработанный элемент стоечно-балочной конструкции, вертикальная опора круглого сечения. К. обычно состоит из основания (базы), ствола и венчания (капитель). Колоннада – ряд К., объединённых горизонтальным перекрытием.
КОЛОРИТ (лат. color – цвет, краска) – гармонизированное сочетание различных цветовых тонов, образующее некое единство.
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ – Р., способные существовать и развиваться на протяжении ряда лет в условиях искусственного (комнатного) микроклимата.
КОМПИЛЯЦИЯ (лат compilare – грабить) – несамостоятельная работа, основанная на использовании чужих художественных произведений и идей. В дизайне прямая К. затруднена невозможностью буквального воспроизведения ландшафтного комплекса в другой конкретной ситуации.
КОМПЛЕКС ЛАНДШАФТНЫЙ – см. Ландшафт.
КОМПЛЕКТ (лат. completes – полный) – полный набор инструментов, частей, принадлежностей определённого назначения, напр., К. инструментов, материалов и приспособлений для ухода за насаждениями (таких, как секаторы, шланги, грабли и т.д.).
КОМПОЗИЦИЯ (лат. composition – составление) – сочетание и взаимосвязь всех элементов художественного произведения, которые обеспечивают его целостность и законченность. Задачей К. является приведение к гармоническому единству требований функционального, эстетического, технического порядка.
КОМПОНОВАТЬ (лат. componere) – составлять из отдельных частей одно согласованное целое. Необходимый этап и условие творческого процесса дизайнера, процесс функционально-планировочного, художественного соединения всех составляющих в общую картину (напр., в саду при доме, сквере, игровой площадке и т.д.).
КОНСЕРВАЦИЯ (лат. conservatio –сохранение) – совокупность мер, обеспечивающих максимальную сохранность художественного памятника. К. часто предшествует процессу его реставрации и включает также тщательное и всестороннее изучение объектов (напр., усадебных сооружений).
КОНСОЛЬ – 1) декоративная деталь, представляющая собою выступ в стене в виде камня, плиты или иной опоры для вазы, скульптуры; 2) балка, ферма, любая конструкция, жёстко закреплённая в стене на одном конце и свободная на другом (напр., для поддержки карниза здания, балкона). Если К. имеет сложную архитектурную отделку, её чаще называют кронштейном.
КОНСТРУКТИВИЗМ – направление в архитектуре, отчасти в других видах искусства, представители которого считают конструкцию (внутреннее строение, устройство, взаиморасположение частей) главным носителем художественной выразительности, выявляют во внешнем облике здания, предмета, прежде всего его структурную основу. Возникнув в 1920-х годах, это течение находит своё отражение и в ландшафтном планировании, формах благоустройства (лестницы, ограды, фонтаны, парковые строения и пр.) и даже в подходе к формированию древесно-кустарниковых и др. насаждений.
КОНТЕЙНЕР ЦВЕТОЧНЫЙ – стационарная или передвижная ёмкость из бетона, асбоцемента, керамики, пластмассы и др. материала, с высаженными в ней декоративными растениями. Могут быть напольными или навесными. Компоновка К.ц. зависит от функциональных, эстетических, климатических и др. особенностей места, включая интерьеры общественных, жилых, производственных зданий. Линейные размеры таких К. обычно не превышают 1м (в целях удобства монтажа и транспортировки). К. используются и для озеленения площадей, улиц.
КОНТРАСТ (фр. contraste – резкая противоположность) – противопоставление свойств, качеств, особенностей сравниваемых предметов. В ландшафтном дизайне это, напр., цветовые различия элементов цветочной композиции, противопоставление светотеневых, фактурных и других характеристик скульптуры на фоне стриженной зелёной стенки и т.д. К., как одно из важнейших средств композиционной практики, предполагает взаимное усиление выразительности противопоставленных объектов.
КОНТУР (фр. contour) – очертание какого-либо предмета, его абрис, линия ограничивающая форму. Имеет важнейшее значение при создании паркового ландшафта, особенно при зрительном восприятии его на просвет, контражур, в расчёте на солнечный закат, при искусственном освещении объекта снизу.
КОНФИГУРАЦИЯ – внешнее очертание, плоскостная форма чего-либо (напр., земельного участка, оконного проёма, плана постройки, клумбы).
КОРНЕВАЯ ШЕЙКА – часть ствола дерева, кустарника у перехода его к корням.
КОРНЕВИЩНЫЕ РАСТЕНИЯ – многолетние травы и другие растения, имеющие утолщённый подземный стебель, похожий на корень.
КОРНЕВОЙ КОМ – почва, располагающаяся между корней и непосредственно вокруг корневой системы растения.
КОРНЕВОЙ ЧЕРЕНОК – отрезок корня, используется для размножения растений.
КОТТЕДЖ – индивидуальный (на одну семью) жилой дом в 1, 2, 3 этажа с участком земли для сада.
КРАСНАЯ ЛИНИЯ – условная граница, отделяющая пространство улицы или площади от застроенной территории, парка, сада.
КРОКИ (фр. croquis) – быстрая зарисовка с натуры, беглая фиксация какой-то художественной идеи. В более широком понимании – набросок.
КРОНА ДРЕВЕСНАЯ – лиственная часть дерева с ветвями, располагающаяся над штамбом (см.).
КУЛИСА (фр. coulisse) – ряд деревьев или кустарников, ограничивающих вид на открытое пространство, окружающий ландшафт или создающих первый, второй, третий и т.д. план визуального восприятия пейзажной картины.
КУЛЬТИВИРОВАТЬ (лат. cultus – возделывание, обработка) – обрабатывать, возделывать, выращивать, разводить (какое-либо растение).
КУРВИМЕТР (лат. curvus - кривой) – прибор для измерения длины кривых линий на картах и планах, напр., дорог, оград, садовых дорожек, водопроводных и др. сетей.
КУРДОНЕР (фр. cour dhonneur – почётный двор) – парадный двор перед зданием, ограниченный главным корпусом, боковыми флигелями и часто – оградами со стороны улицы.
КУРТИНА (фр. courtine – завеса) – группа растений, зрительно связанных между собой и ограничивающих пространство внутри парка, сада, сквера.
КУРЬЁЗ (фр. curieux – любопытный) – нечто забавное, смешное, вызывающее любопытство, интерес. В садово-парковом искусстве, особенно 17-18 веков – диковинные устройства для забавы, развлечения, напр., фонтаны-шутихи, стенки из ракушек, «секретные» извилистые дорожки и пр.
КУСТИСТОСТЬ – способность к образованию новых побегов от корня.
КЮВЕТ (фр. cuvette – чан, таз) – водоотводная канава вдоль дороги. Небольшие К. устраиваются и по сторонам парковых прогулочных путей (для осушения полотна дорожки), особенно на пониженных, переувлажнённых территориях. При этом обеспечивается необходимый продольный уклон К.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада