Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

ВАБИ (в японском искусстве) – красота простоты, прелесть обыденного, воздержанность, отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого.
ВАВИЛОН – парковый лабиринт, образованный зелёными насаждениями.
ВАЗОН – ёмкость с землёй для цветов, имеющая вид вазы, декоративной корзины.
ВАЛЕР – небольшое, еле улавливаемое глазом изменение цвета по тону, лёгкий хроматический оттенок. Напр., розовато-синие или зеленовато-синие нюансы «внутри» синего цвета.
ВАЛУНЫ ЭРРАТИЧЕСКИЕ (лат. erraticus – блуждающий) – валуны, перенесённые ледником на большие расстояния и состоящие обычно из пород, отсутствующих в местах их отложения. Иногда становятся своеобразными акцентами ландшафтных композиций.
ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – размножение делением растений, их отдельными органами или частями.
ВЕДУТА (устар.) – вид города, центральной площади, набережной, паркового ансамбля и т.д. Отличается топографической точностью изображения, выполнялась в технике гравюры, рисунка, акварели, живописного полотна.
ВЕЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА ПАРКА – соединение лучевых аллей обычно у основного входа в парк, откуда они расходятся по всей его территории. Полукольцевые дороги связывают лучи между собою. В.к. формируется как регулярными, так и пейзажно-живописными элементами, на ровной или пересечённой местности. Применяется как основа планировки парка в целом или его части (парк Сокольники).
ВЕЖА (устар.) – высотное сооружение, башня в парке, лесном массиве. Выполняется обычно в деревянных, реже каменных конструкциях. Служит для дальнего обзора местности поверх деревьев.
ВЕНЗЕЛЬ, ВЯЗЬ – орнаментальный узел из инициалов, каллиграфическое сплетение нескольких букв или слов. Иногда – декоративный мотив оформления газона в усадебных парках.
ВЕНОК – украшение из цветов, ветвей, трав в виде небольшого круга, иногда перехватывается лентой. Мотив В. Широко используется в архитектурном декоре.
ВЕРАНДА – открытая или полуоткрытая пристройка к зданию (обычно дачного типа). Служит для летнего отдыха. Ограждённая В. Часто служит местом расположения декоративных цветочных композиций.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА – комплекс мероприятий, направленных на преобразование рельефа в технических и композиционных целях, включает организацию поверхностного стока с территории (с сохранением ценной существующей растительности и частично почвенного покрова), включает устройство террас, лестниц, подпорных стенок, засыпку оврагов, рытьё выемок под водоёмы и т.п.
ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ – размещение растений на стенах зданий, уступах террас, подпорных стенках, балюстрадах, легких постройках типа пергол, трельяжей, беседок. Для этого используются следующие растения: лианы, ампельные стриженые деревья. Преимущества В.о. – получение озеленённой площади в условиях недостатка территории, защита стен от перегрева, пыли, возможность разграничения участков друг от друга, эстетическое обогащение фасадов.
ВЕРТОГРАД (устар.) – древнерусское название сада – прообраза райского Эдема, ограждённого от всего греховного. Более узкое значение термина – монастырский сад с плодовыми растениями.
ВЕРТЫ (устар.) – небольшие извилистые дорожки, тропы в саду, пейзажном парке.
ВЕРТЮГАДЕН (устар.) – небольшое террасированное возвышение со стриженой зелёной стенкой. Использовался как сценическая площадка или для разграничения и акцентирования пространства (например, партера). Часто украшался сложными топиарными фигурами.
ВЕРХНИЙ СВЕТ – второй верхний ряд окон в помещении. Значительно увеличивая освещённость, создаёт благоприятные условия для озеленения интерьера.
ВЕРХОВОЙ САД (устар.) – см. Висячий сад.
ВЕЧНОЗЕЛЁНЫЕ РАСТЕНИЯ – как хвойные, так и лиственные, у которых листопад и облиствение проходят не единовременно, а постепенно, в продолжение 3-11 лет; постоянно сохраняют зелёный наряд. Играют особенно большую роль в пейзаже садов и парков в зимнее время.
ВЕШНЯК (устар.) – отверстие в плотине или подъёмный затвор, пропускающие паводковые воды пруда, каскада прудов.
ВИД – 1) основная единица в классификации растений, характеризующихся общими признаками, легко скрещивающихся друг с другом и имеющих общее происхождение; 2) часть, фрагмент зрительно воспринимаемого пейзажа. Умелое раскрытие отдельных художественно выразительных видов является важным аспектом проектирования и реставрации садов и парков.
ВИДЕОЭКОЛОГИЯ – наука, изучающая визуальную среду человека и биологические закономерности зрительного восприятия им окружающего мира.
ВИДОВАЯ ТОЧКА – определённое место на территории сада, парка, набережной, городской площади, наиболее удобное для восприятия открывающегося вида; обычно намечается при художественном анализе и эскизной проработке проекта.
ВИЛЛА – богатый загородный дом с парком. Первые В. появились в античном Риме как места отдыха и развлечений. Получили широкое распространение во времена классицизма. На развитие русских усадеб XVIII-XIX вв. оказала заметное влияние В. «Ротонда» в Италии (1551-1561 гг., архитектор А.Палладио). Общей чертой, при глубоко индивидуальных особенностях каждой из них, является органическая, иногда многосторонняя связь с ландшафтом.
ВИСТА – узкая перспектива, вид, направленный в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий В. кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, холм, озеро, необычное по форме и цвету дерево, освещённая солнцем поляна в конце просеки и т.д.).
ВИСЯЧАЯ ГАЛЛЕРЕЯ – галерея на кронштейнах без вертикальных опор. Связывает верхние этажи здания с внешним окружением, садом, парком.
ВИСЯЧИЙ САД – небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, иногда – деревьев, а также специальную систему искусственного полива. Вместо сплошного почвенного слоя иногда используются особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Прообраз современных В.с. – Сады Семирамиды в Древнем Вавилоне, которые располагались на многоступенчатых террасах. Известны В.с. в Московском Кремле в XVII в., на террасах Екатерининского дворца  Царском Селе, у Камероновой галереи (там же). Древнерусский синоним термина – «верховой» сад.
ВИТРАЖ – декоративная композиция в проёме окна, двери, выполненная из цветных стёкол, скреплённых металлом или деревянным, бетонным каркасом. В орнаментальном рисунке В. часто используются растительные мотивы.
ВИФАНИЯ – архитектурно-ландшафтный, парковый комплекс вблизи монастыря, который символизирует пейзаж и отдельные сооружения, связанные с событиями евангельской истории, например, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, у стен Новоиерусалимского монастыря, на Валдайском озере. См. так же Гефсимания.
ВНЕШНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ – балконы, лоджии, галереи, веранды, террасы, примыкающие к наружной стене здания и связывающие его с природным парковым окружением. Используются для отдыха и размещения различных зелёных насаждений, а также для некоторых хозяйственных функций.
ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ (гидрофилы) – подразделяются на свободно плавающие ряски, водоросли, прикреплённые ко дну водоёма с плавающими листьями: кувшинка белая, виктория, циперус, лотос, кубышка. Используются для озеленения прудов, бассейнов, аквариумов.
ВОДНЫЙ САД – композиция из растений водной и приводной флоры на одном крупном или нескольких небольших водоёмах, с мостиками, сходами к воде и пр. Могут быть выполнены как в регулярных, так и в свободных пейзажных формах.
ВОДОЁМ – естественный или искусственный элемент ландшафтного парка (озеро, пруд, поток и т.д.), включение которого в парковую композицию существенно усиливает её эстетический эффект. Большой водоём является паркообразующим фактором, обогащающим пейзаж, оттеняющим растительность и благотворно влияющий на микроклимат и окружающую среду.
ВОДОМЁТ – см. Фонтан.
ВОДОПАД – естественный или искусственно устроенный ниспадающий поток воды между двумя водоёмами, находящимися на разном уровне. Устраивается в садах и парках на перепадах рельефа. Особенно характерен для романтических парков пейзажного типа (Алупка, Софиевка на Украине и др.).
ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ – верхний контур древесного массива в парке. Учитывается при формировании пространства полян, вист, перспектив. Может быть чётко очерченной, изрезанной, расплывчатой и т.д.
ВОЗДУШНЫЙ ТЕАТР – сцена и места для зрителей под открытым небом, устраивавшиеся в парках XVIII-XIX вв.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) – эпоха в развитии стран Западной Европы (XV-XVII вв.), для которой характерны обращённость к культурному наследию античности, идеалам гармоничного развития человеческой личности, уравновешенные пропорции, ясность замысла, разумная соподчинённость элементов и т.п. Итальянские сады эпохи В. обычно регулярны, расположены на склоне холма и террасированы, подчинены единой пространственной оси, выраженной архитектурными и ландшафтными средствами, скульптурными композициями, декоративными каналами. Сад рассматривается как продолжение дворца и образует единое целое с ним (ансамбли Капрарола, Д’Эсте, Ланте и др.). Широко используются стриженые растения, узкие аллеи высоких кипарисов, зелёные «комнаты» под открытым небом. Сады эпохи В. повлияли на развитие русского паркового искусства непосредственно в результате знакомства с Итальянскими образцами (конец XVII в.) и опосредованно через европейские парки эпохи барокко, унаследовавшие и развившие многие черты В.
ВОКЗАЛ – устаревшее название концертного зала в парке (по аналогии с лондонским «Воксхоллом»). После того, как к «Вокзалу» в Павловске была проведена первая железная дорога, слово приобрело современное значение.
ВОЛЧЁК – сильный, мясистый побег, развивающийся вертикально из почки на стволе или старых ветвях деревьев.
ВОЛЬЕР – огороженная площадка или специальное сооружение, предназначенное для содержания птиц, зверей. В XX в. часто приобретали значительные размеры, располагались на берегу водоёма, служили архитектурными акцентами романтического парка (в Павловске, Кускове и др. Ансамблях).
ВОЛЮТА – скульптурное украшение в виде завитка, спирали, напр., на ионической капители.
ВПАДИНА (рельефа) – естественные понижения местности («блюдца», котловины), округлые в плане, часто заболоченные или имеющие водоём, используются в парках для устройства декоративных бассейнов, амфитеатров. Озеленённые склоны, обрамляющие впадину, создают замкнутую пространственную композицию.
ВЫГОНКА – ускорение роста растений за счёт оптимального температурного режима и/или сокращения освещённости.
ВЫГОНКА РАСТЕНИЙ – нарушение покоя (зимнего) растений с целью ускорить распускание листьев цветов.
ВЫТАПТЫВАНИЕ – процесс уплотнения почвы и механического повреждения растительности людьми и животными. К В. приводит неправильная организация рекреационного, туристского процесса, чрезмерный выпас скота и пр.
ВЬЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ – лианы, для роста нуждающиеся в опоре, вокруг которой обвиваются. Основной материал для вертикального озеленения (см.). Подразделяются на собственно вьющиеся, лазающие и цепляющиеся.

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада