Москва, Севастопольский пр-т,
д.95 "б"

+7 (499) 393-38-20                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

Словарь

АБЛАКТИРОВКА (лат. lac – молоко) – прививка сближением деревьев и кустарников, сращивание веток без отделения их от стволов (для получения эффекта непрерывности в зелёной изгороди, иногда ради курьёза).
АБОРИГЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – растения природной флоры данной местности (не интродуцированные). Широко распространены в садах как растения, хорошо приспособленные к данным условиям.
АБРИС – 1) линейное очертание предмета, контур дерева или кустарника; 2) план территории объекта, сделанный от руки, с указанием на нём расстояний, сооружений, дорог и т.п.
АБСТРАКЦИОНИЗМ – направление модернизма, мастера которого отказываются от изображения предметного мира и провозглашают «новую действительность» из линий и плоскостей, цветовых комбинаций и т.п. Они провозглашают отход от природы к «трансцендентальным» сущностям, символике (направленная горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикальная – активное, чёрное – символ смерти, белое – рождение, красное – мужество и т. д.). Ведущими основателями абстракционизма считают В.Кандинского (с начала XX века), К.Малевича (с 1910-х годов), П.Мондриана (1910-1920-е гг.). Различают «живописный», «геометрический» и «импрессионистический» абстракционизм. В более поздние годы А. оказывает сильное воздействие на прикладные искусства, дизайн, скульптуру, фотографию и другие сферы художественного творчества.
АВАНГАРД – передовое течение в искусстве (или считающее себя таковым).
АВЕНЮ – широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (иногда в виде бульвара). Термин используется во Франции, англоязычных и др. странах.
АГОРА – площадь древнегреческого города, застроенная зданиями для собраний, зрелищными и спортивными сооружениями, торговыми рядами и т.д., центр сосредоточения общественной жизни.
АЖУРНОСТЬ – свойство, характеризующее количество просветов в кронах как отдельных растений, так и насаждений в целом (имеется в виду группа деревьев, аллея, цветочная композиция и т.д.).
АЖУРНЫЙ – сквозистый, прозрачный. Имеет отношение к кроне дерева, надземной части кустарника, полосе насаждений. Это качество часто предопределяет степень замкнутости пространства (напр., в боскете), чёткость восприятия контуров скульптурного изображения на фоне кустарниковой шпалеры и т.п.
АЙВАН – открытая галерея вокруг внутреннего дворика (дворца, культового здания, общественного сооружения и т.д.). Приём был характерен для Ближнего Востока, Средней Азии, но широко используется и в современном строительстве.
АКАДЕМИЗМ – стилевое направление, основанное на следовании внешним формам классического зодчества. В более широком смысле – любая канонизация художественных идеалов и принципов прошлого.
АКАНТ – архитектурно-декоративный элемент. Имеет вид листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем. Располагается в капителях, модульонах.
АКВАПАРК – парк развлечений, главным образом, на основе водных аттракционов Обычно под стеклянным перекрытием, гарантирующим возможность всепогодного функционирования.
АКВЕДУК – мост для перевода канала или трубопровода через овраг, ущелье. Как элемент декоративного оформления введён в романтические сады второй половины XVIIIв.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ – приспособление растений к непривычным для них климатическим условиям (напр., кипарисов в Крыму, лиственниц в Подмосковье).
АКСЕССУАРЫ – вспомогательная деталь; часто объект нерастительного происхождения, который включают в композицию или только помещают возле неё. А. может быть функциональным (например, свеча) или декоративным (например, статуэтка).
АКЦЕНТ – в ландшафтном дизайне подчёркивание детали (группы деревьев, дерева или кустарника) в общей пейзажной картине. Акцентирующей деталью пейзажа может быть также скульптура, беседка и любая другая архитектурная форма. Различают А. цветовые, тональные, ритмические, пространственные и т.д.
АЛЛЕГОРИЯ – (гр. allegoria – иносказание) – выражение отвлечённого понятия при помощи конкретного образа. Приём А. широко использовался в садово-парковом искусстве прошлого (напр., в фонтанах Петергофа, в скульптурных комплексах Павловска). Особое значение имели пейзажные А. (старое дерево в окружении молодой поросли – неизбежность смены поколений, растущие рядом на лесной поляне два дуба – дружба, сросшиеся ветвями берёза с дубом – любовь и т.д.).
АЛЛЕЛОПАТИЯ – взаимовлияние растений различных видов.
АЛЛЕЯ – пешеходная или проезжая дорога, обсаженная с двух сторон равноотстоящими друг от друга деревьями, кустарниками или их группами в определённом ритме. А. в парке бывают главные и второстепенные. Ширина А. устанавливается в зависимости от назначения и посещаемости объекта. Для русских усадебных парков были характерны А. со сближенными до 1.5-2.0 м деревьями в рядах, образующих как-бы «готический» свод. Тройная А. обычно состоит из четырёх параллельных рядов деревьев с выделением центрального проезда и двух боковых путей для пешеходов. А. различаются не только по ширине, но и по дендрологическому составу (липовые, берёзовые, сосновые и т.д.), конфигурации (прямые и изогнутые, кольцевые, лучевые и т.д.), протяжённости, композиционной значимости и другим признакам.
АЛЛЮЗИЯ – (фр. allusion – намёк) – стилистическая фигура, форма, выражение и т.д., являющееся намёком на широко известное историческое событие или произведение искусства.
АЛТАН, АЛЬТАНКА (устар.) – 1) открытое гульбище на крыше здания или под лоджией, обычно окружается сквозным парапетом или балюстрадой, 2) садовое сооружение лёгкой ажурной конструкции, на опорах, обсаженное лианами. Служит для отдыха, защиты от солнца, дождя, может играть роль художественного акцента в пейзаже. Часто располагается на возвышении. См. Беседка.
АЛЬБЕДО – способность поверхности отражать солнечные лучи, измеряется обычно в процентах. Имеет практическое значение при выборе разных материалов, напр., для замощения площадки, влияет на микроклимат участка.
АЛЬПИНАРИЙ – каменистый сад, отображающий красоту горного ландшафта и его флору. Для А. характерно сочетание низкорослых альпийских растений с камнями, водой. См. Каменистые горки.
АМПЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения с преимущественно вьющимися или ниспадающими стеблями. Выращиваются в амплях (подвесных на цепочках вазонах, специальной формы корзинах и др.).
АМПИР – архитектурный стиль позднего классицизма первой четверти XIX в. Характерен массивными геометрическими объёмами сооружений, парадностью, монументальностью. Декоративные мотивы А. ориентируются, главным образом, на древнеримские или египетские образцы, имеют традиционный характер, часто связаны со скульптурными изображениями военных доспехов, оружия, а также знамён, венков, гирлянд и т.п. В России этот стиль проявил себя, главным образом, после 1812 г., вследствие подъёма патриотических настроений. А. повлиял также на малые архитектурные формы, характер интерьерной и садовой мебели, мостики, фонари и т.п.
АМФИТЕАТР – зрелищное сооружение в форме эллипса или полукруга со ступенчато расположенными рядами сидений. В парках часто занимает открытые естественные или обработанные склоны холма, украшается скульптурами, стенками из камня, стрижеными деревьями.
АМФОРА – глиняный сосуд с узким горлом и двумя ручками. Как и многие изделия из керамики, используется для украшения отдельных участков парков и садов.
АНАЛОГИЯ – сходство (в определённом отношении) некоторых предметов, подобие явлений, ситуаций, в целом различных.
АНАХРОНИЗМ – (гр. ana – назад, chronoc – время) – пережиток старины, нечто устарелое, в ландшафте – какой-либо элемент, не вяжущийся с современным окружением. В садово-парковом искусстве, дизайне явление А. иногда намеренно вводится в общую картину в целях придания ей исторической, временной «глубины», для создания эффекта «переклички» эпох, напр., старое дерево, руина.
АНИМИЗМ – (лат. anima – душа) – система фантастических представлений о наличии не только у человека, но и у животных, растений и предметов независимого начала – души. А. является характерной чертой первобытных религий, элементом многих современных верований.
АНСАМБЛЬ – функционально связанная совокупность сооружений, растительности, рельефа, водоёмов и других элементов ландшафта, приведённая к единству и получившая определённый художественный облик. Крупные А. могут быть созданы в ходе единовременного строительства, напр., Ливадия в Крыму, но чаще складываются путём постепенного развития и дополнения (Архангельское под Москвой). Основные признаки А. – общий идейно-художественный замысел, согласованность пропорций, пространственных ритмов, соподчинённость главных и второстепенных элементов, использование всех эстетических качеств местной ландшафтной ситуации, определённые стилевые соотношения элементов, а также возможность зрительного восприятия объёмно-пространственной композиции в целом и по отдельным фрагментам.
АНТИК – скульптура, керамическая ваза или другое художественное изделие, относящееся к античности. А. – одно из средств эстетического и семантического обогащения паркового пейзажа в XXVII-XIX вв.
АНТУРАЖ – окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции в садах и парках часто являются А. по отношению к находящимся в них архитектурным сооружениям и монументам.
АНФИЛАДА – ряд обособленных, разграниченных стенами, насаждениями замкнутых пространств, соединённых друг с другом проходами, обычно расположенных по одной оси. Чередование больших и малых полян, лужаек в парках и садах аналогично залам дворца.
АПОЛЛОН – бог солнца, покровитель искусств. Согласно древнегреческой мифологии обитал на горе Парнас, предводительствовал музами. В искусстве паркового пейзажа изображения А. иногда сопровождаются соответствующими Парнасу ландшафтом, так в Павловском парке скульптура установлена на краю берегового склона, у «истока» ручья, среди «скал».
АПОФЕОЗ – (гр. apotheosis – обожествление) – торжественное завершение события, в ландшафтном искусстве – заключительная «картина» - пейзаж в конце следования по специально разработанному видовому маршруту-сценарию. Напр., на вершине горы при выходе затенённой аллеи к широкому побережью.
АППЛИКАЦИЯ (лат. application – прикладывание) – способ создания орнаментов, художественных изображений, планов путём наложения на основу (картон, ткань и т.п.) разноцветных кусочков бумаги, фрагментов фотосъёмки. Часто используется в стадии эскизирования при разработке планировочных схем, изготовлении макетов.
АПТЕКАРСКИЙ ОГОРОД (травник) – огороженный сад для выращивания лекарственных растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Обычно располагался в укрытых от северных ветров местах: у стен монастыря, на южных склонах речного берега (напр., у р. Неглинной, рядом с Московским Кремлём).
АРАБЕСКА – вид сложного орнамента, состоящего из стилизованных листьев, цветов, геометрических фигур, иногда и надписей на арабском языке. Размещённые на дворцовых стенах (Альгамбра в Испании) или использованные при оформлении партеров, эстетически взаимодействуют с окружающей их реальной растительностью. А. могут быть поли- или монохромными, плоскостными или с невысоким рельефом, включать геометрические элементы, фигурки птиц, животных и т.п.
АРАНЖИРОВКА – 1) искусство составления букетов из отдельных растений, ветвей, зелёных гирлянд, венков, цветков, листьев и их размещения в вазах и корзинах с целью оформления интерьеров террас, входов в жилые и общественные здания; 2) конкретный объект, напр., букет, напольная композиция из цветов и т.д.
АРБОРЕТУМ – 1) древесный питомник; 2) дендрологический сад, в котором представлена живая коллекция древесных растений из различных зон земного шара, свободно растущих в открытом грунте в данной местности (см. Дендрарий.)
АРКА – тип перекрытия проёма в стене или пролёте между колоннами, столбами. Характерен полуциркульным или другим криволинейным очертанием. Различают одно- или двух- центровые, килевидные, эллиптические, лучковые, стрельчатые и др. варианты арок. Ряд арок образуют аркаду. Декоративные А., аркады часто отмечают вход в сад, парк, украшаются лианами, цветами.
АРКАДИЯ – греческая провинция, поэтический образ земного рая; в садово-парковом искусстве – место, связанное с покоем, умиротворением и музыкой. Большое внимание уделялось звукам: пению птиц, шуму воды, шелесту листвы.
АРМАТУРА (лат. armatura – снаряжение) – 1) элементы из более прочного материала, включённые в менее прочный материал конструкции для её усиления, напр., стальные прутья в бетоне; 2) комплекс предметов для электроосвещения; 3) совокупность приспособлений для чего-либо, напр., каркас для установки цветочной композиции.
АРХАИЗАЦИЯ – преднамеренное подражание древним формам искусства.
АРХИТЕКТОНИКА – соотношение и взаимосвязь несущих и несомых элементов архитектурно-ландшафтной, декоративной композиции, зрительно воспринимаемая устойчивость, надёжность, прочность. В декоративной дендрологии означает структуру кроны, определяется её формой, разветвлённостью ветвей и побегов, особенностями их расположения.
АРХИТЕКТУРА – зодчество, искусство проектирования и строительства зданий, сооружений, создание художественно выразительных ансамблей. А. тесно связана с ландшафтным дизайном. Сады и другие объекты подчёркивают и выявляют художественные достоинства архитектурных сооружений, их интерьеров и комплексов.
АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРКА И САДА – порядок размещения основных центров, функциональных зон, пешеходных и транспортных коммуникаций; композиционная схема, отражающая взаимосвязь искусственных и природных компонентов ансамбля (построек, насаждений, водоёмов, скульптур и т.п.).
АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПАРКА – здания и сооружения (зелёный театр, танцевальная веранда, читальня, кафе, эстрада, скульптура и другие малые формы), играющие важную роль в общем планировочном решении парка и гармонично сочетающиеся с элементами ландшафта.
АСИММЕТРИЯ – сочетание и распределение объёмно-пространственных и плоскостных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии, широко используемый приём в пейзажных парках и садах, больших и малых композициях.
АСПЕКТ – 1) внешний вид фитоценоза, меняющийся в зависимости от фенологических (сезонных) фаз развития растений, напр., во время цветения, плодоношения и т.д. 2) в более широком смысле – отдалённый вид местности.
АССОРТИМЕНТ – видовой, породный состав различных деревьев, кустарников и травянистых растений, применяемых в ходе проектирования конкретного сада, парка в данной местности.
АССОЦИАЦИЯ – 1) психологический аспект; 2) естественно сложившаяся и однородная по видовому составу, экологическим связям и другим факторам растительность в пределах некоего ареала (напр., бор – брусничник, ельник – зеленомошник).
АТРИБУТАЦИЯ (лат. attributum – свойство, принадлежность) – определение авторства произведения. В ландшафтной архитектуре затруднено в связи с тем, что парковый ансамбль часто формируется в течение длительного времени, по частям, подвержен естественным изменениям, создаётся при участии специалистов разного профиля (архитекторы, садоводы, инженеры, дендрологи и т.д.).
АТРИУМ – окружённый арками, колоннадой открытый дворик, обычно с небольшим декоративным бассейном в центре, теплолюбивыми растениями, скульптурой.
АТТРАКТИВНОСТЬ (лат. attraction – притяжение) – привлекательность, способность явления, предмета, а также и определённой композиции «притягивать» зрителя, быстро заинтересовывать его своей формой, видом, содержанием и т.д.
АТТРАКЦИОН (лат. attraction – притяжение) – эффектное развлечение в парках (напр., карусель, «американские» горы, колесо обозрения и т.д.).
АХ-АХ (устар.) – скрытая в углублении внешняя ограда парка – приём, широко распространённый в XVII-XVIII вв. Раскрытие вида из парка на внешнее ландшафтное окружение (сельскую местность, долину реки и т.д.) было заранее рассчитано, вызывало восхищение. Термин означает также просвет в плотном зелёном массиве, внезапно открывающийся с кольцевой аллеи, идущей по границе сада, парка, неожиданная перспектива на дальние окрестности.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – белый, оттенки серого, чёрный.
АЭРОГРАФ – пульверизатор, с помощью которого на поверхность бумаги (ткани, керамики и т.п.), наносится краска нужной интенсивности. Чёткость границ окраски обеспечивается путём расположения на поверхности листов бумаги с соответствующими контурами. Преимущество этого средства – равномерность нанесения тона (по сравнению с кистью, цветным карандашом).

© 2007-2017. Все права защищены. +7 (499) 393-38-20
Rambler's Top100 GARDENER.ru - ландшафтный дизайн и архитектура сада